Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
анализ рассказа «Темные аллеи»
Вопросы
1. Расскажите о героях рассказа. Что известно о герое рассказа? Какими средствами создается образ героини? Как ведут себя герои во время неожиданной встречи? Как это их характеризует? Сравните глубину чувств героев.
а)_Автор так рисует главного героя рассказа: «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый». С одной стороны, автор акцентирует внимание на том, что, несмотря на возраст, герой очень строен, моложав, с другой – усталый взгляд говорит о том, что жизнь его сложилась не очень благополучно. Позднее мы услышим это из уст самого Николая Алексеевича: любимая жена бросила, уйдя к любовнику, сын вырос мотом и подлецом. Важную характеристику героя мы узнаем из уст Надежды: когда-то в юности он соблазнил юную крепостную, а потом оставил ее. В этом проявилось малодушие Николая. Таким он остался и сейчас, потому что не может вынести даже откровенного разговора с этой женщиной.
б) Автор рисует портрет героини, содержательницы постоялой горницы: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Бросается в глаза яркая притягательная внешность Надежды.
Какая она хозяйка, можно судить по описанию интерьера: в горнице чисто, опрятно. Она и сама говорит, что любит хозяйствовать.
Многое о героине становится понятно из ее речи: она женщина горячих чувств, верная своим идеалам, строгая.
Важна для понимания героини и характеристика, которую дает второстепенный персонаж – кучер. Он говорит, что Надежда – ростовщица, она справедлива, но не прощает и не забывает долгов.
в) Во время неожиданной встречи героиня вскоре узнает своего бывшего возлюбленного и дает ему это знать. Тогда и он ее узнал. У мужчины воспоминания о ней и их любви будят в душе такую бурю чувств, что он в волнении встает, начинает нервно ходить из стороны в сторону, краснеет, прячет взгляд, отворачивается к окну. Он испытывает вину перед нею. О многом хочет он спросить ее, узнать, как сложилась ее жизнь, но Надежда отвечает ему кратко. Ему по своему малодушию хочется уйти от ответственности, и он говорит общие фразы: «Все проходит. Все забывается». Ему было бы проще, если бы и Надежда его разлюбила. И для него становится шоком, что она любит его всю жизнь и все это время страдает. Ему стыдно, и он надеется на прощение, но Надежда не дает ему такого облегчения – в чувствах она очень требовательна как к себе, так и к другому человеку. Он честно сообщает, что и сам не был счастлив в жизни. И признается: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», но больше выносить эту встречу не может и спешно собирается в дорогу.
г) Мы видим, что чувство героини было глубже, чем у героя. Ради него она пожертвовала своей молодостью, «отдала свою красоту, свою горячку». Из-за любви к нему так и не вышла замуж.
А герой расстался с ней, поскольку она ему не ровня. И даже сейчас, понимая, что она «подарила ему лучшие минуты жизни», он не может представить, чтобы она стала тогда его женой. Его чувство не выдержало проверки, оно было неглубоким.
2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев?
Для раскрытия внутреннего мира героев автор использует следующие средства:
- портрет. Автор так рисует главного героя рассказа: «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый». С одной стороны, автор акцентирует внимание на том, что, несмотря на возраст, герой очень строен, моложав, с другой – усталый взгляд говорит о том, что жизнь его сложилась не очень благополучно.
Автор рисует портрет Надежды, содержательницы постоялой горницы: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Бросается в глаза яркая притягательная внешность Надежды. Сходство с цыганкой придает что-то таинственное.
- интерьер. Автор описывает убранство постоялого двора: «В горнице было тепло, сухо и опрятно…», так мы понимаем, что Надежда – хорошая хозяйка.
- диалоги. В сцене встречи Николая и Надежды характеры героев раскрываются через их реплики.
- внутренние монологи. Когда Николай в спешке уезжает с постоялого двора, он размышляет о значении Надежды в его жизни, пытается представить ее на месте своей жены и не может.
3. Мог ли у рассказа быть другой финал?
В финале Николай, спешно уезжая от Надежды, словно ошпаренный этими горячими чувствами, которые воскресли в нем, приходит к выводу, что она подарила ему «лучшие минуты жизни», но все равно не может представить, чтобы она стала тогда его женой.