Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Изучаем понятия «контроль», «оценка», «отметка» в психолого-педагогической литературе: сущность и функции
Одной из важнейших составляющих учебного процесса являются контроль и оценка знаний учащихся. Развитие современной школы требует совершенствование системы оценки и контроля достижений учащихся.
Остановимся подробнее на содержании данных понятий. В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова контроль (фр. controle) — это:
- наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;
- функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел [4].
Словарь методических терминов Э. Л. Азимова и А. И. Щукиной приводит такое определение контроля знаний: это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками [1].
Контроль является так называемой «обратной связью» между учеником и учителем. Это один из этапов учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Контроль показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания учащимися.
Особенностью совершенствования системы основного начального образования, связанной с введением ФГОС НОО, является развитие самоконтроля учащихся. Самоконтроль помогает учащимся самостоятельно контролировать степень усвоения учебного материала, самостоятельно находить ошибки и намечать пути их устранения.
Контроль включает в себя не только самоконтроль: его составляющими являются «оценивание», «оценка», «отметка».
Термин «оценка» тесно связан с термином «отметка». В современной школе эти термины часто отождествляются или используются в разных значениях.
Мы считаем очень важным различать природу этих терминов. В учебниках по педагогике оценка трактуется как оценивающий процесс, деятельность (или действие), осуществляемые человеком.
По мнению Ф.В. Костылева, «в каждой деятельности на первый план всегда выходит связь достигнутого уровня с тем, что необходимо сделать (идеал, образец, шаблон). Это и есть «оценка» Она заложена в природе человеческого поведения и всякой деятельности» [7; 83] Так формируются саморегуляция, самоуправление, основанные на самооценке.
С философской точки зрения оценка – это отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведения, определение их значимости, соблюдение определенных нравственных норм и принципов (одобрение, осуждение, согласие или критика) [16].
Термин «оценка» рассматривался разными исследователями с разных сторон. Такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили исследовали социально-психологический аспект оценки. Они рассматривали оценку как средство воздействия на развитие личности и формирование деятельности.
С социальной точки зрения анализировали оценку ученые Н.Г. Морозов, Л.И. Божович, Л.С. Славина. По их мнению, школьная оценка является объективным критерием, определяющим общественную оценку учащегося.
Оценка предшествует отметке. Отметка выражает оценку знаний школьника. «Отметка» - условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений обучающихся цифрами, буквами или другим способом [14].
Е. И. Перовский и Ш.А. Амонашвили возражают против отождествления терминов «оценка» и «отметка». Е. И. Перовский отмечает, что «отметки или баллы являются одной из форм выражения отношений, т. е. оценок» [9]. В своих работах Н. Ф. Талызина не разделяет термины «оценка» и «отметка»: использует только термин «оценка». По ее мнению, оценка — это вид учебных действий и один из общих учебных навыков; оценка является необходимым компонентом управления и несет информацию для корректировки процесса обучения, что повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев [15].
В этом же смысле «оценка» и «отметка» допускаются в различных нормативных документах, а также не только в педагогической практике, но и в дидактической (Ф.В. Костылев, Ш. Таубаева, Н.Д. Хмель) и методической (А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская) литературе.
Мы принимаем точку зрения Ю. К. Бабанского, считавшего, что «отметка есть количественное выражение оценки».
В России практически во всех школах введена пятибалльная система оценивания. В 1992 г. был принят Закон об образовании, давший образовательным учреждениям право самостоятельно выбирать системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся.
Школьная отметка является неотъемлемой частью процесса обучения, но в то же время не называет те навыки, которые оценивает учитель. Оценка не отражает усилия учащегося, а является лишь количественным показателем. На практике оценивание обычно функционирует как развернутое суждение, высказанное учителем, объясняющее отметку, или как краткое «объявление», т.е. выставление отметки.
Несколько раз поднимался вопрос о несовершенстве пятибалльной системы. Традиционная система имеет несколько проблем из-за того, что:
- общепринятая система оценивания имеет функцию внешнего контроля успеваемости учащихся со стороны учителей и школы;
- не дает полной возможности для развития самостоятельности учащихся в оценивании;
- затрудняет индивидуализацию обучения;
- неинформативна;
- часто имеет «травмирующий» характер;
- среди преподавателей сложилась практика, согласно которой оценивается объем и форма выполненной работы, а не качество достижений ученика;
- акцент делается на сравнении учащихся друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учащихся, мешает полноценному развитию наиболее успешных учащихся [14].
Рассмотрим основные функции оценки:
- обучающая: способствует повторению и углублению знаний, систематизации, закреплению, совершенствованию навыков и умений;
- диагностическая и корректирующая: определение причин затруднений в обучении учащихся, выявление недостатков в знаниях и умениях, корректировку деятельности учащихся и педагогов по их устранению;
- стимулирующая: оценивание стимулирует стремление школьников к повышению результатов, развивает чувство ответственности, формирует положительные мотивы к обучению;
- воспитательная функция - оценивание влияет как на индивидуальные особенности, так и на развитие личности учащегося в целом;
- ориентирующая: указывает на достижение учеником определенного результата.
Процесс оценивания в начальной школе сложный и ответственный, поскольку напрямую влияет на развитие личности младшего школьника и его учебный опыт.
Традиционная система оценивания не соответствует требованиям новых стандартов, поэтому образование нуждается в новой системе оценивания учебных достижений учащихся, так как действующая сейчас субъективна, не комплексна, не отражает процесс развития школьника, не развивает рефлексивно-оценочную деятельность учащихся, не формирует умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность.
Поэтому современная школа старается сделать оценивание более содержательным, объективным, дифференцированным и гуманным. По мнению отечественных ученых, это позволяет учителю, во-первых, не навредить эмоциональному здоровью ребенка, во-вторых, более эффективно контролировать знания, навыки и умения учащихся.
1.2 Раскрываем возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст соответствует периоду от 7-8 до 9-10 годам начального школьного образования (1-4 классы) [3]. Вершиной детства мы называем начальный школьный возраст: возраст, когда в ребенке сохраняются многие детские качества, такие как легкомыслие, наивность, искренность в выражении взглядов, стремление быть наравне со взрослыми. Но в то же время непосредственность в поведении детей начинает исчезать, меняется логика мышления, сменяется ведущая деятельность: вместо игры более важной деятельностью становится обучение.
Как отмечает И.П. Подласый, в биологическом отношении младшие школьники переживают своего рода «второе округление»: замедляется рост, увеличивается вес, интенсивно развивается мышечная система. Благодаря развитию мелких мышц рук развивается способность совершать мелкие движения (что активно способствует овладению навыками письма), активно совершенствуется нервная система: интенсивно развиваются мозговые функции, увеличивается масса мозга до почти равной массе мозга взрослого человека (около 1400 г), меняется соотношение процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, но возбуждение все еще преобладает, чем и объясняется повышенная возбудимость младших школьников. Происходит качественное улучшение органов чувств: повышается чувствительность к цветам; улучшаются суставно-мышечные и зрительные ощущения и др. [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2.Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Академия, 2001. – 400с.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Хранитель, 2008. 671с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 63 с.
5. Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k- attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom- protsesse.
6. Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k- otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov.
7. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000. 103с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 1999. 456 с.
9. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе/Академия пед. наук РСФСР. - М., 1960. – 512 с.
10. Пинская, М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2013.
11. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 60 – 81 с.
12. Пыльнев, Ю.В. Из истории школьных отметок в России // Вестник детско-юношеского туризма. - 2013. - №2. – с. 61 – 64.
13. Садыкова, Р.Ф. История школьной оценки в России [Электронный ресурс]: библиотека методических материалов для учителя. – Электрон. дан. (1.55 Мб). – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya- shkolnoy-ocenki-v-rossii-1049071.html.
14. Самойленко, Т.Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе. – П., 2003. – 7 – 9 с.
15. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
– 288 с.
16. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1983. – 639 с.
17. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В.Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. — М.: «Педагогика», 1980. — 134 с.