Фрагмент для ознакомления
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Литература. Вариант 2.
1.Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова
Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных моти-вов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и за-канчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку по-дать» («И скучно, и грустно» 1840).
Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что пи-сателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою пе-реплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтиче-ской литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а поз-же и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический ге-рой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтиче-ский герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стре-мится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
«… всегда один,
Высокой башни мрачный властелин,
Он возвещает миру все, но сам –
Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и без-душной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компро-миссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворени-ях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от ми-ра, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья…» (1829).
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, от-ходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, ха-рактерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, под-черкивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим лите-ратурным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермон-тов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеиз-вестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Бай-рон».
Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляет-ся его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рас-смотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым де-лом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица ро-мантического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, при-роды, Родины.
Лирический герой и общество: осознание одиночества
Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматри-вает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не мо-жет удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не ску-пится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчерк-нуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый го-речью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудиви-тельно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоот-ношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разоча-рование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.
Мотивы одиночества в любовной лирике
Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадок-сально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем не-мало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославил-ся как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторг-нуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благода-рит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:
«Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное внимань
Благодарю!» (1830).
Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:
«Никто, никто, никто не усладил
В изгнаньи сем тоски мятежной!
Любить? – три раза я любил,
Любил три раза безнадежно»
(«Никто, никто, никто не усладил» 1830).
Мотив одиночества в пейзажной лирике
Выражается мотив одиночества и более опосредовано, через описа-ния природы. У Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем ро-мантический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близ-кая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад». Автор использу-ет параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового лист-ка, оторванного от ветки: «Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841) или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком». В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скры-вается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы (сравним хрестоматийное «Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом. / Что же мне так больно и так трудно?».
Подытожим все вышесказанное: мотив одиночества для Лермонтова является стержневым, наполняющим его произведения особым, свойствен-ным только ему смыслом и звучанием. На романтическом конфликте оди-нокой гордой личности и остального мира строятся разнообразные стихо-творения, и для воплощения этого конфликта автор использует различные жанры, от стихотворений и элегий до поэм.
2. Подвиг человека во имя людей в рассказе М. Горького «Ста-руха Изергиль»
Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что пи-сатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращал-ся к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет заду-маться о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызы-вали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах го-ворит сама старуха Изергиль. Она говорит, что есть люди — «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей, героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.
Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра вы-глядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения само-го автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека до-стойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой вто-рой легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ни-чего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преиму-щества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на по-двиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.
Данко совершенно не похож на окружающих его людей. Он не по-коряется обстоятельствам, готов активно действовать, а не ожидать благо-приятного исхода событий. Его не пугает смерть. Напротив, он с готовно-стью расстается с жизнью. На фоне своих соплеменников Данко выглядит яркой незаурядной личностью. Он сказал тем, кто его окружали: «не сво-ротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец, — все на свете имеет конец!» Парадок-сально, но ранее никто даже не думал о том, что можно пройти лес. Сла-бые и беспомощные люди не могли позаботиться о себе. Именно такое впечатление создается у нас. Данко заставил людей идти вперед, забыв на время о своей уязвимости. Легенду о Данко можно воспринимать как веч-ную тему противостояния личности и толпы. Данко в данном случае оли-цетворяет личность с большой буквы, это человек с ярким характером, умный, талантливый. Соплеменники героя — это толпа, безликая, серая. Толпа подчиняется тому, кто сильнее, кто проявит себя как лидер. Но это подчинение далеко не всегда гарантирует толпе благополучие и комфорт. Лидер может оказаться тираном, деспотом. Но толпа будет вынуждена подчиняться. Таков закон. Данко оказывается именно таким лидером, о котором толпа могла бы только мечтать. Он думает не о собственном ком-форте и благополучии, а о том, чтобы окружающие были счастливы. Ду-ховная красота и сила личности Данко проявляется в этом поступке.
Отчаянный и смелый поступок Данко свидетельствует о том, что он как бы изначально готовил себя не к той доле, которая представляется большинству