Фрагмент для ознакомления
2
Методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (на материале религиозных практик)
И.В. Соленов
Журнал Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
2018, №3
1. Что изучалось?
В данной статье обосновывается использование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания, в т. ч. и мистико-религиозных. При этом рассмотрены методические средства решения соответствующих исследовательских задач.
В рамках культурно-деятельностного подхода дана оценка сознания и его измененных состояний с точки зрения функциональных органов деятельности. Автор это связывает с общими характеристиками, такими как:единство функционирования, изначально составной характер акта и его постепенное сокращение, устойчивость, вариации строения. Такое понимание позволяет представить объяснение феномена измененного состояния, согласно основным методологическим принципам культурно-деятельностного подхода. Также, позволяет восполнить пробелы, связанные с исключением измененных состояний сознания из фокуса внимания психологов в советский период и явным или неявным делегированием исследований данных феноменов физиологии, психиатрии, истории религии и т.д.
На основе анализа этих состояний дано их полное определение; раскрыт механизм их функционирования; выделены единицы анализа; принципы исследования; объективные и субъективные способы их изучения; определены особенности исследования мистико-религиозных практик с помощью метода психолого-исторической реконструкции.
2. Как осуществлялось изучение? Какими методами?
Теоретический анализ: методологический анализ проблемы измененных состояний сознания с позиций культурно-деятельностного подхода.
3. Какие результаты и выводы получены?
Итогом стало следующее:
благодаря культурно-деятельностному подходу, получено понимание культурно обусловленных измененных состояний сознаний как функционального органа деятельности, а именно: это вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе этих сознаний;
обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов данных сознаний;
предложены следующие единицы анализа измененных состояний сознаний: паттерн психических процессов, действия и более дробные единицы;
актуализировано внимание на значимости продуктивных критериев наличия измененного состояния сознания, выявлены возможности методов его исследования в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности;
описана процедура реконструкции феноменов этого сознания в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения.
В целом, возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам измененного состояния сознания.
4. Докажите, что содержание статьи отражает именно методологические проблемы психологии. Укажите, какие именно.
В данной статье исследование связано, прежде всего, с соотношением научного и мистико-религиозного (вненаучного) знания; с такими методологическими аспектами, как методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания; методы решения исследовательских задач в рамках соотношения теории и метода, а также основных методологических принципов историзма; принципов психологии деятельности (принципы предметности, опосредствованности, системности, развития и детерминизма).
5. Ваше отношение к описанному в статье исследованию.
Автор исследовал достаточно сложную тему. При этом в одну статью не уложился. Имеется продолжение. Так как проблематика измененных сознаний, детерминированных религиозной практикой, имеет наряду со специфическими и надкультурные характерные особенности.
На мой взгляд, проблематика носит дискуссионный характер и требует дополнительного изучения.
6. Выделите особенности методологического текста (стилистические, синтаксические, лексические).
В целом, статья логично структурирована по тематическим вопросам. Каждый вопрос максимально освещен. В строгой форме излагаются факты, аргументы и выводы.
Применяется как общенаучная, так и общепринятая терминология психологического исследования. В тексте доминируют понятия, а не действия. Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, совершенно, абсолютно.
Каждый раздел имеет структурную и смысловую законченность. Все выводы вытекают из изложенных фактов.