Фрагмент для ознакомления
2
Раннее детство представляет собой фундамент общего развития ребенка, является стартовым этапом для формирования многих функций. Именно в раннем возрасте происходит закладывание основ здоровья и интеллекта ребенка, его нравственного развития. Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что ранний возраст является очень ценным для формирования личности ребенка, закладывания эмоционального отношения к окружающим людям и миру в целом, к себе, что совершенствуется на протяжении многих лет. Поэтому одной из ключевых задач современной педагогики является реализация самоценности раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.
В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками, благодаря которому открываются возможности для самовыражения ребенка, его социального развития и развития самосознания.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка существуют две сферы общения: с взрослыми и со сверстниками.
Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени – с взрослыми или со сверстниками? Отвечая, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному .
Общение все время будет направлено на другого человека, такой человек будет выступать не в качестве физического тела либо организма, а в качестве субъекта, личности, у которой есть своя собственная активность и свое отношение к другим людям.
Общение со сверстниками – является особой сферой жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от общения с взрослым .
Первой и самой важной отличительной чертой является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками, возможно, пронаблюдать много действий и обращений, которые почти нельзя встретить в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстниками, может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, обманывать, жалеть и так далее. Именно во время общения с другими детьми впервые будут возникать такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Если взрослые остаются для ребенка на весь период дошкольного возраста источником оценок, новой информации и образцом действий, то по отношению к сверстникам уже с 3-4 лет ребенок разрешает уже наиболее широкий спектр коммуникативных задач таких, как управление действиями партнеров, контроль за их исполнением, оценка определенных поведенческих актов, совместные игры, навязывание собственных образцов, сравнивание с собой. Данное разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.
Второй яркой чертой общения сверстников является яркая эмоциональная насыщенность. Высокая эмоциональность, раскованность общения сверстников отличает от взаимодействий с взрослыми. Действия, которые адресованы сверстникам, характеризуют большей аффективностью. В общении со сверстниками у ребенка можно наблюдать в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодирова, А.Б. Теоретическое исследование вопроса о развитии и формировании потребности в общении у детей дошкольного возраста / А.Б. Кодирова // Вопросы педагогики. 2018. № 11. С. 77-79.
2. Казанцева, И.В. Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника / И.В. Казанцева // Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 824-826.
3. Полтавская, С.П. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками / С.П. Полтавская // Мировая наука. 2018. № 3 (12). С. 107-115.
4. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 134 c.
5. Стоникова А. И. Театрализованная деятельность у детей раннего возраста как одно из средств развития коммуникативных навыков // Научные исследования XXI века. 2020. № 6 (8). С. 375–376.
6. Толипова С. В. Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 83–85.
7. Чикова, И.В. К вопросу о роли и функциях общения дошкольника со сверстниками / И.В. Чикова // В сборнике: Наука XXI века: актуальные вопросы, инновации и векторы развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 396-399.