Фрагмент для ознакомления
2
15. Заполните пробелы (см. Приложение 1).
В основе стратегии выхода из педагогического конфликта посредством сотрудничества всегда лежит договор, закрепляющий партнерский формат общения конфликтующих оппонентов. Его безусловная воспитательная ценность состоит в том, что младший участник конфликтной ситуации, прежде всего ученик, ребенок, получает опыт принятия на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Также в этой ситуации важен опыт совместного с педагогом, который является для ученика значимым взрослым, преодоления сложной жизненной ситуации, что само по себе и есть развитие, социализация, становление личности.
В контексте утверждение принципа гуманизма и демократизации в системе современного отечественного образования необходимо сделать акцент на ответственности взрослого человека - педагога, представителя администрации или родителя, во-первых, за ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, а, во-вторых, за ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЫХОД ИЗ НЕЕ.
Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Каждый учитель должен обладать определенным набором знаний и навыков, позволяющих предотвращать конфликты в школе и эффективно управлять ими, если они все же возникают:
• знать и учитывать ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности учеников; внимательно следить за ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ состоянием учебного коллектива, уметь видеть первые признаки предконфликтной ситуации;
• реализовывать принципы БЕСКОНФЛИКТНОГО общения (общаться безоценочно; избегать в общении манипуляции как по отношению к себе, так и со своей стороны; ориентироваться на сотрудничество);
• в случае, если напряженность возникла, необходимо установить ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ конфликтогенного поведения ребенка или группы детей; оценить масштабы конфликтной ситуации, ее плюсы и минусы; составлять ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ конфликта для эффективного управления и выбора оптимальной стратегии выхода из него;
• не допускать некорректного вербального взаимодействия с оппонентом (крики, взаимные упреки, угрозы и т.д.);
• педагог должен контролировать ситуацию, его задача - перейти от аффективно-напряженных отношений между оппонентами к ДЕЛОВОМУ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ; • непременно взаимодействовать с оппонентом (если им является ученик, оказывать ему педагогическую и психологическую ПОДДЕРЖКУ).
М.М. Рыбакова считает, что разрешение конфликтной ситуации педагогу целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
• анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих ПРОТИВОРЕЧИЙ, постановка воспитательной ЦЕЛИ, определение иерархии задач, последовательности действий;
• определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных ПОСЛЕДСТВИЙ на основе анализа взаимодействий педагог - учащийся, семья - учащийся, ученик - коллектив класса;
• планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ учеников, родителей, других участников ситуации;
• АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: - корректировка результатов педагогического воздействия; - самооценка учителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил с целью эффективного разрешения конфликта.
Таким образом, формирование готовности к продуктивному разрешению конфликтов связано, с одной стороны, со сложной внутренней работой учителя, с другой - с включением в этот процесс всех участников конфликта, будь то ученики, их родители, коллеги или администрация школы. Управление конфликтом невозможно без ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВСЕМИ ЕГО УЧАСТНИКАМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
2. Мельник Н. Б., Осипова М. В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая конфликтология» [Электронный ресурс] / Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, ИОНЦ «Толерантность, права человека и предотвращение конфликтов, социальная интеграция людей с ограниченными возможностями» [и др.]. URL: http://elar.urfu.ru/ handle/10995/1482 (дата обращения: 25.09.2014).
3. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе : книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 127 с
4. Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 352 с.
5. Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, Флинта 2015, 128 с.
6. Леонов Н. И. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 396 с.
7. Электронный образовательный ресурс: https://studfile.net/preview/7688711/page:12/
8. Самыгин С. И., Коновалов В. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2019. 300 с.
9. Светлов В. А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2018. 528 с.