Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы объясняется тем, что готическая архитектура является памятником мировой культуры и привлекает внимание многих исследователей. При этом особой популярностью пользуются готические соборы, которые были центром жизни средневекового человека. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Готические соборы до сих пор поражают наше воображение. Мы можем увидеть их практически в каждом старинном европейском городе.
Возникает эта уникальная архитектура в Средние века и понять ее можно только в контексте той эпохи. Некоторые исследователи весьма негативно относятся к средневековью, они считают этот период промежуточным между античностью и Возрождением. Однако такой подход представляется не совсем верным. Нельзя считать средние века только лишь временем мрака и невежества. В настоящее время постепенно происходит «реабилитация» Средневековья. Действительно, любую историческую эпоху следует оценивать по соответствующим ей масштабам, не навязывая ей наши сегодняшние представления и идеалы.
Наряду с негативными моментами средневековая культура дала нам и уникальное готическое искусство. Готический стиль сыграл большую роль в современной ему культуре и оказал большое влияние на последующее развитие культуры и искусства. В XVIII-XIX века в европейских странах становится популярной неоготическая архитектура. XX век приносит субкультуру готов, которая берет свои истоки в готическом стиле. [1, С.16]
Несмотря на общие характерные черты, в каждой стране готическая архитектура имела свои особенности. Рассмотрим же далее готический стиль в архитектуре таких стран как Франция, Германия и Англия.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Готика (от итальянского gotico – буквально готский, варварский) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Однако сам термин появился несколько позже, в эпоху Возрождения. Первоначально его употребляли в негативном смысле, для обозначения «варварского» средневекового искусства, отличающегося от искусства Возрождения.
Долгое время готический стиль был незаслуженно забыт. Интерес к нему возрождается с начала XIX века и это связано с возникновением такого художественного стиля как романтизм. В тоже время интерес к готическому стилю противостоял господствовавшей в то время просветительской идеологии. [2, С.103-104]
На развитие нового стиля существенное влияние оказали социально-экономические причины, а именно – развитие торговли и как следствие рост городов. Понадобились крупные соборы, которые могли вместить в себя все население города. Романские храмы с данной задачей уже не справлялись. Так же можно отметить, что готический стиль развивался более интенсивно в тех регионах, где была более сильной власть и более богатое и могущественное население. Ведь средства на постройку храма поступали от светского правительства, знатных горожан и населения в целом. [3, С.8]
Расцвет готического стиля приходится на XII – XIV вв. и родиной его считается Франция, затем готический стиль получил распространение в других странах: Германии, Чехии, Скандинавии, Испании, Португалии, Англии и пр. Очевидно влияние французского готического искусства на искусство других стран. Исключением является, пожалуй, Италия, где готический стиль не получил особого распространения.
Готический стиль нашел свое проявление во многих областях искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, моде, книжной миниатюре и пр. Однако, наиболее яркой сферой проявление готического стиля стала архитектура.
Вершиной готической архитектуры становится собор. Э. Виолле – ле – Дюк справедливо полагал, что готический собор является наиболее совершенным образцом памятника архитектуры, так как все его составляющие были соединены, руководствуясь законами безупречной логики. [4, С.36]
Готический собор представлял собой синтез искусств, так как в нем с архитектурой органично сочеталась скульптура, витражи, другие виды декоративно-прикладного искусства. Как полагает Е.В. Аралова, чтобы готический собор наилучшим образом отражал духовный мир человека, мастера прибегают к помощи витражей, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи. [5, С.85]
Готические соборы несли высокую смысловую и символическую нагрузку. Собор был символом вселенной, структура его мыслилась во всем подобной космическому порядку; обозрение его внутреннего плана, купола, алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира. Кроме того, готический собор воплощал в себе душевную жизнь человека во всей ее полноте и целостности. [6, С.23]
Когда средневековый человек заходил в готический собор, то чувствовал себя ничтожеством, песчинкой мироздания. Ведь характернейшими чертами готической архитектуры были величественность и одновременно устрашение. [7, С.65]
Особенностью готического стиля стало то, что его конструктивные элементы выносились наружу, что позволило создать огромное пространство внутри. Каркас, состоящий из столбов и стрельчатые арки являлись конструктивной основой готического собора. Готические соборы устремлены ввысь к небесам. Эта тенденция подчеркивается не только их башнями, но и стрельчатыми окнами, арками, различными декоративными деталями.
Порталы готических соборов украшает скульптура. Здесь мы видим Богоматерь, Христа, святых. Однако, иногда встречаются и светские скульптурные изображения: донаторы (люди, пожертвовавшие денежные средства на строительство данного собора); сцены из народной жизни. Несмотря на тесную связь готического искусства с христианством, в скульптурном убранстве могут присутствовать и языческие сюжеты. Ярким примером являются скульптуры химер, горгулий и т.п. Химеры выполняли так же охранительные функции, выступая «стражем» зданий. [8, с.1084; 9, с.1192]
ГЛАВА II. АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ
2.1. История развития
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.
Начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже. Известна точная дата зарождения готики во Франции – это 14 июля 1140 года. Именно тогда в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь заложила основы нового готического стиля. [10, С.66] Композиция центрального портала данной церкви является первой монументальной программой в готическом стиле. [11, С.138] Важнейшее значение церкви Сен-Дени в данном отношении неоспоримо.
Следует учитывать, что развитие готической архитектуры во Франции встречалось с различными препятствиями. Как справедливо отмечает Ж. Дюби: «Наступлению готики повсюду противостояли традиции, народные верования, образ мыслей, отличавшийся от того, что был принят в областях, считавшихся французскими в строгом смысле слова» [12, С.152]
Строители в Иль-де-Франсе относились к новшествам более благосклонно, чем строители в Нормандии, где до той поры нервюрными сводами перекрывали исключительно прямоугольные в плане части зданий. Применение нервюрных сводов для перекрытия сложного в плане хора с нишами неправильной формы открывало перед зодчими невиданные возможности в области способов сочленения архитектурных пространств.
Ранний образец такой практики мы встречаем в церкви бенедиктинского аббатства Сен-Жерме-де-Фли (на границе между Иль-де-Франсом и Нормандией). Архитектура этой церкви в целом демонстрирует невиданную дотоле свободу в обращении с традиционным репертуаром форм. Более того, новаторский способ использования этого репертуара позволяет предположить, что зодчий сознательно дистанцировался от него, чтобы создать нечто совершенно необычное. Эта жажда новизны, эта готовность к эксперименту и стали характерными чертами раннего периода готической архитектуры.
Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Из всех элементов базилики наибольшее значение имеют апсида и хор. Аббат Сугерий проводил аналогию между 12 колоннами хора и 12 апостолами. [13, С.69]
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
В готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность,
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы объясняется тем, что готическая архитектура является памятником мировой культуры и привлекает внимание многих исследователей. При этом особой популярностью пользуются готические соборы, которые были центром жизни средневекового человека. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Готические соборы до сих пор поражают наше воображение. Мы можем увидеть их практически в каждом старинном европейском городе.
Возникает эта уникальная архитектура в Средние века и понять ее можно только в контексте той эпохи. Некоторые исследователи весьма негативно относятся к средневековью, они считают этот период промежуточным между античностью и Возрождением. Однако такой подход представляется не совсем верным. Нельзя считать средние века только лишь временем мрака и невежества. В настоящее время постепенно происходит «реабилитация» Средневековья. Действительно, любую историческую эпоху следует оценивать по соответствующим ей масштабам, не навязывая ей наши сегодняшние представления и идеалы.
Наряду с негативными моментами средневековая культура дала нам и уникальное готическое искусство. Готический стиль сыграл большую роль в современной ему культуре и оказал большое влияние на последующее развитие культуры и искусства. В XVIII-XIX века в европейских странах становится популярной неоготическая архитектура. XX век приносит субкультуру готов, которая берет свои истоки в готическом стиле. [1, С.16]
Несмотря на общие характерные черты, в каждой стране готическая архитектура имела свои особенности. Рассмотрим же далее готический стиль в архитектуре таких стран как Франция, Германия и Англия.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Готика (от итальянского gotico – буквально готский, варварский) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Однако сам термин появился несколько позже, в эпоху Возрождения. Первоначально его употребляли в негативном смысле, для обозначения «варварского» средневекового искусства, отличающегося от искусства Возрождения.
Долгое время готический стиль был незаслуженно забыт. Интерес к нему возрождается с начала XIX века и это связано с возникновением такого художественного стиля как романтизм. В тоже время интерес к готическому стилю противостоял господствовавшей в то время просветительской идеологии. [2, С.103-104]
На развитие нового стиля существенное влияние оказали социально-экономические причины, а именно – развитие торговли и как следствие рост городов. Понадобились крупные соборы, которые могли вместить в себя все население города. Романские храмы с данной задачей уже не справлялись. Так же можно отметить, что готический стиль развивался более интенсивно в тех регионах, где была более сильной власть и более богатое и могущественное население. Ведь средства на постройку храма поступали от светского правительства, знатных горожан и населения в целом. [3, С.8]
Расцвет готического стиля приходится на XII – XIV вв. и родиной его считается Франция, затем готический стиль получил распространение в других странах: Германии, Чехии, Скандинавии, Испании, Португалии, Англии и пр. Очевидно влияние французского готического искусства на искусство других стран. Исключением является, пожалуй, Италия, где готический стиль не получил особого распространения.
Готический стиль нашел свое проявление во многих областях искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, моде, книжной миниатюре и пр. Однако, наиболее яркой сферой проявление готического стиля стала архитектура.
Вершиной готической архитектуры становится собор. Э. Виолле – ле – Дюк справедливо полагал, что готический собор является наиболее совершенным образцом памятника архитектуры, так как все его составляющие были соединены, руководствуясь законами безупречной логики. [4, С.36]
Готический собор представлял собой синтез искусств, так как в нем с архитектурой органично сочеталась скульптура, витражи, другие виды декоративно-прикладного искусства. Как полагает Е.В. Аралова, чтобы готический собор наилучшим образом отражал духовный мир человека, мастера прибегают к помощи витражей, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи. [5, С.85]
Готические соборы несли высокую смысловую и символическую нагрузку. Собор был символом вселенной, структура его мыслилась во всем подобной космическому порядку; обозрение его внутреннего плана, купола, алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира. Кроме того, готический собор воплощал в себе душевную жизнь человека во всей ее полноте и целостности. [6, С.23]
Когда средневековый человек заходил в готический собор, то чувствовал себя ничтожеством, песчинкой мироздания. Ведь характернейшими чертами готической архитектуры были величественность и одновременно устрашение. [7, С.65]
Особенностью готического стиля стало то, что его конструктивные элементы выносились наружу, что позволило создать огромное пространство внутри. Каркас, состоящий из столбов и стрельчатые арки являлись конструктивной основой готического собора. Готические соборы устремлены ввысь к небесам. Эта тенденция подчеркивается не только их башнями, но и стрельчатыми окнами, арками, различными декоративными деталями.
Порталы готических соборов украшает скульптура. Здесь мы видим Богоматерь, Христа, святых. Однако, иногда встречаются и светские скульптурные изображения: донаторы (люди, пожертвовавшие денежные средства на строительство данного собора); сцены из народной жизни. Несмотря на тесную связь готического искусства с христианством, в скульптурном убранстве могут присутствовать и языческие сюжеты. Ярким примером являются скульптуры химер, горгулий и т.п. Химеры выполняли так же охранительные функции, выступая «стражем» зданий. [8, с.1084; 9, с.1192]
ГЛАВА II. АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ
2.1. История развития
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.
Начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже. Известна точная дата зарождения готики во Франции – это 14 июля 1140 года. Именно тогда в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь заложила основы нового готического стиля. [10, С.66] Композиция центрального портала данной церкви является первой монументальной программой в готическом стиле. [11, С.138] Важнейшее значение церкви Сен-Дени в данном отношении неоспоримо.
Следует учитывать, что развитие готической архитектуры во Франции встречалось с различными препятствиями. Как справедливо отмечает Ж. Дюби: «Наступлению готики повсюду противостояли традиции, народные верования, образ мыслей, отличавшийся от того, что был принят в областях, считавшихся французскими в строгом смысле слова» [12, С.152]
Строители в Иль-де-Франсе относились к новшествам более благосклонно, чем строители в Нормандии, где до той поры нервюрными сводами перекрывали исключительно прямоугольные в плане части зданий. Применение нервюрных сводов для перекрытия сложного в плане хора с нишами неправильной формы открывало перед зодчими невиданные возможности в области способов сочленения архитектурных пространств.
Ранний образец такой практики мы встречаем в церкви бенедиктинского аббатства Сен-Жерме-де-Фли (на границе между Иль-де-Франсом и Нормандией). Архитектура этой церкви в целом демонстрирует невиданную дотоле свободу в обращении с традиционным репертуаром форм. Более того, новаторский способ использования этого репертуара позволяет предположить, что зодчий сознательно дистанцировался от него, чтобы создать нечто совершенно необычное. Эта жажда новизны, эта готовность к эксперименту и стали характерными чертами раннего периода готической архитектуры.
Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Из всех элементов базилики наибольшее значение имеют апсида и хор. Аббат Сугерий проводил аналогию между 12 колоннами хора и 12 апостолами. [13, С.69]
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
В готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Т.С. Готическая культура и субкультура в 21 веке. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - №4-1. – с.15-17
2. Казакова Г.Х. Реабилитация готической культуры в творчестве Ф.Р. Де Шатобриана. // Вестник СВФУ. – 2015. - №5(49). - с.101-108
3. Новохатько Е.А. Храм: отражение и созидание (об истоках раннеготической рефлексии в трактатах аббата Сугерия, Гонория Августодунского, Сикарда Кремонского) // Вестник ПСТГУ. – 2013. – Вып. 1(10). – с.7-20
4. Галямичев А.Н. Э.Э. Виолле – ле - Дюк и его место в истории изучения средневековых городов Франции. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. – 2012.- том 12. – вып. 4. – С.36
5. Аралова Е.В. Духовные поиски в эпоху Средневековья. // Власть. – 2015. - №1. – с.82-86
6. Казаков Е.Ф. Душа средневекового человека. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014.- №3. – с.22-27
7. Абдуллина Т.С. Историческая готика и современная субкультура готов. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №1. – с.62-65
8. Малышев В.Б. Семантика денег как химера и симулякр современной европейской культуры. // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – т.15. - №2(4). – 2013. - с.1083-1087
9. Малышев В.Б. Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности. // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – т.17. - №1(5). – 2015. - с.1191-1194
10. Хрипкова Е.А. Визуализация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века. // Вестник КемГУ. – 2013. - №1(53). - с.66-73
11. Хрипкова Е.А. «Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа. // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. – 2015. - №.2 – с.128-139
12. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. - М.: Ладомир, 2002. – 384 с.
13. Позднякова М.И. Алтарное пространство и алтарные капеллы нормандских церквей поздней готики: варианты планировки и структуры. // Научный электронный журнал артикульт. – 2014. - №15. – с.68-76
14. Немкова О.В. Эстетическая мариология соборов Notre Dame. // Вестник ТГУ. – Вып.7 (123). – 2013. – с.243-249
15. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р.Томана. – Konemann, 1998. - 524 с.
16. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. – М.: Искусство, 2001. – 135 с.
17. Тяжелов В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. – М.: Искусство, 1981. – 382 с.
18. Зайцева М.Л. Проблематика синестезийного восприятия и специфика ее решения в концепции соборного искусства западноевропейского Средневековья. // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – №1(27). - с.7-13
19. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. – М.: Искусство, 1973. – 143 с.
20. Всеобщая история искусств. - Том 3. Под общей редакцией Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962 –996 с.
21. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. - Л.М.: Искусство, 1964. – 389 с.
22. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.:И Высшая школа, 1999. – 479 с.
23. Кидсон П., Мюррей П., Томспосн П. История английской архитектуры. – М.: Центрполиграф, 2003. – 382 с.
24. Всеобщая история искусств. В 6 томах. Том. 2 Искусство средних веков. Книга первая. – М.: Искусство, 1960. – 224 с.
25. Поспелова Ю.Е. Своеобразие трактовки западного фасада в ранней английской готике на примере собора в Питерборо. //Артикульт. – 2015. - №18(2). – с.16-22
26. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. - М.: Азбука Классика 2004. – 320 с.
27. Михайлова Ю.Ю. Готическое возрождение в архитектуре Англии XVIII-XIX веков. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - №4(21). - с.85-89
28. Михайлова Ю.Ю. Интерпретация готики в американской архитектуре. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №3(24). - с.109-116