Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В научной практике понятие «журналистское расследование» рассматривается в двух аспектах: как жанр и как метод. Среди всего спектра жанров именно журналистское расследование является самым сложным. Профессионализм журналиста-исследователя приобретается тяжким трудом в названной области и бесконечными годами опыта.
Термин «расследование» означает всестороннее рассмотрение, изучение фактов, событий, проведение исследований, то есть определение обстоятельств, связанных с какими-то событиями. Этот сложный жанр исследовали публицистов, одним из первых был Гюнтер Вальраф, который подготовил сборник публицистических произведений в жанре журналистского расследования [1, с. 86]. Американский журналист Роберт Грин определил журналистское расследование как «материал, основанный на собственной работе и инициативе, на важную тему, который отдельные лица или организации хотят оставить в темноте» [2, с. 54]. Журналистское расследование – это жанр аналитической публицистики, цель которого выявить сокровенные аспекты острых общественных проблем, истинные причины существования которых тщательно скрываются от широкой общественности властными, политическими и другими влиятельными кругами. Факты, поступки и поведение людей, коллизии, возникающие между ними являются составными частями, на основании которых журналист выстраивает собственную концепцию исследуемого явления, его природу и условия существования. По форме реализации авторского замысла журналистское расследование – сложный, синтетический жанр, в котором могут быть использованы элементы проблемной статьи, памфлета, очерка, фельетона, репортажа, рецензии, а также документы, переписка, протоколы, соглашения, архивные, статистические данные [3]. Быть мастером в этом деле чрезвычайно трудно, поэтому важно знать всю специфику и методологию работы над журналистским расследованием.
Главным принципом в работе журналиста, который проводит расследование, является гласность, создание соответствующей атмосферы, общественного мнения относительно тех или иных общественных явлений. Для осуществления этой цели в журналистском расследовании используется весь арсенал литературно-публицистических средств и стилистических приемов, которые стимулировали бы умственную энергию и влияли на эмоции людей, вызывая в них ответную реакцию на событие.
Способствовать пониманию определенного факта, ситуации, персонажей, используя при необходимости и другие жанры журналистики для достижения весомого результата, который легко проверить – такова цель расследования.
Методика журналистского расследования по-разному воспринимается обществом: у официальных представителей власти она вызывает определенные негативные эмоции, другие, наоборот, воспринимают деятельность журналистов-расследователей как единственное средство решения проблемы и раскрытие правды. На самом деле приоритетом этого жанра является не раскрытие скрытого, а информирование общества об объективном положении дел, распространение крайне необходимых фактов. Таким образом, исследуемая тема является актуальной.
Цель контрольной работы – охарактеризовать жанр журналистского расследования.
Задачи:
1. Охарактеризовать журналистское расследование как жанр.
2. Проанализировать особенности проведения журналистского расследования.
Жанр журналистского расследования
Журналистское расследование – особый жанр, который является сложным и эффективным методом работы СМИ в преодолении актуальных проблем общества – коррупции, злоупотреблений чиновников, преступности, других нарушений законодательства, искажающих политический, хозяйственный и общественный порядок. По мнению известного американского журналиста и исследователя прессы Джона Уллмен, лучшее определение термина «расследование» дал бывший редактор газеты «Ньюсдэй» Роберт Грин: «Это журналистский материал, построенный, как правило, на собственной работе и инициативе журналиста, важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне. Существуют следующие три основных элемента: журналист проводит расследование, которое не проводил кто-то другой; тема материала чрезвычайно важна для читателя или телезрителя; другие пытаются скрыть затронутые в расследовании факты от общественности» [9, с. 52].
Цель расследования – выяснить и доказать. Оно ставит задачей раскрыть механику события и его подтекст, иногда скрытый, а иногда просто неизвестный. Это зависит от выбранного журналистом объекта изображения, где расследование делятся на два типа:
1) проблемное;
2) историческое [2, с. 51].
В проблемном расследовании за предмет исследования берется определенная проблема, решение которой ищет журналист. В историческом же автор оценивает исторический факт, исследуя документы и свидетельства очевидцев.
Общее правило утверждает, что материал должен содержать ответы на следующие вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? Но расследование идет значительно дальше, давая острые ответы на эти вопросы. Кто на самом деле является главным действующим лицом события? Что именно произошло? В каком точно месте это произошло? Чем именно занимались участники этого события? Как функционирует система, которая вызвала событие? Почему это могло произойти?
Журналистское расследование проводится тогда, когда ситуация является предметом:
- журналистского (а не, например, юридического) анализа;
- когда другой (юридический, медицинский или другой) анализ не удовлетворил [11, с. 58].
Из этого следует сделать вывод, что журналист отражает в расследовании свое видение проблемы преимущественно с морально-этической точки зрения.
Журналистское расследование требует особых интеллектуальных усилий и специальной подготовки. Здесь, как нигде, проверяются профессиональные знания автора-исследователя, аналитика и репортера, интервьюера и психолога, критика и, конечно же, литератора, который мастерски владеет словом, добывая из него магическую силу убеждения [5, с. 41].
Пожалуй, ни один из жанров, которыми пользуются в наше время СМИ, не вызывает столько интереса, а вместе с диаметрально противоположных мнений и суждений относительно своего происхождения и природы, как журналистское расследование. Этот жанр отличается от других тем, что он использует различные инструменты в познании истины, в том числе и главный из них – исследование фактов, документов, тенденций, конфликтных ситуаций, поступков людей и тому подобное.
Специфика этого жанра заключается именно в том, что журналист, который проводит собственное и, соответственно, независимое расследование, оказывается наедине с собой, должен искать правду, хорошо понимая, что все, с кем он будет общаться, будут против него. У каждого из них свой интерес, у журналиста он должен быть один: найти истину, выяснить, что же произошло. А для этого надо избегать не только каких-либо
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 143 c.
2. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 269 c.
3. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 226 c.
4. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495 c.
5. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту «Журналистика». Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. – М.: МГИМО, 2007. – 98 c.
6. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
7. Ведерникова. И. Мертвые души и живые деньги/И. Ведерникова // Зеркало недели. Украина – 2016. – № 12. – С.1-2.
8. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие / Т.Е. Денисович. – М.: Форум, 2009. – 144 c.
9. Журналистское расследование: История метода и современная практика/Под ред. А.Д. Константинова. –СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2011 – 383 с.
10. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 112 c.
11. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 319 c.
12. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. – СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. – 224 c.
13. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А. Мирошниченко. – М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2012. – 192 c.
14. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Д.Л. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 359 c.
15. Федотова, Л.Н. Общественное мнение и журналистика: Учебное пособие / Л.Н. Федотова. – М.: Изд. Моск. ун-та, 2011. – 376 c.
16. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 495 c.
17. Шереля, А.А. Радиожурналистика. Учебник 3-е изд., испр / А.А. Шереля. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 480 c.
18. Ciesla W, Krzymowski M. Hotel robotniczy // Newsweek. – 2015. – № 37. – C. 7-9.
19. Kurek O. Wizerunek dziennikarstwa śledczego. Raport z badań // Dziennikarskie Perspektywy Specjalizacji. – Kraków – Rzeszów – Zamość, 2010. – 328 s.
20. Spark D. Investigative Reporting: A Study in Technique / D. Spark. – Oxford: Focal Press, 1999. – 477 p.