Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало
протестантизму, – Реформация.
2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах
Аристотеля, Птолемея), – Геоцентрическая система мира.
3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, – Панпсихизм.
4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное
истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, – Натурфилософия.
5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений
человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, – Гуманизм.
Задание 2. Реферативное изложение темы
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV–XVI вв.
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари
(1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Он имел в виду
возрождение античности. С XIX века применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин
3
Ренессанс (Renaissance), прочно вошедший в русскую речь. Он употребляется как равнозначный понятию
«Возрождения», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи.
Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Этому были свои причины. Одна из самых
урбанизированных областей Европы – Италия в XIV-XV вв. достигла очень высокого уровня цивилизации по
сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства обрели экономическую мощь.
Именно города стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей
направленности.
Имело значение и то, что в Италии не сложились четко оформленные сословия, а феодальная знать оказалась
вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с
купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства. Здесь ценилась и культивировалась свобода
полноправных граждан, их равенство перед законом. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты
мировоззрения.
Одной из важнейших предпосылок зарождения Ренессанса была широкая система образования Италии от
начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и
профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов.
Немалую роль в Италии сыграла и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией:
«Восстановление преемственности с античной культурой – задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не
случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура древнего
Рима была важной частью ее собственного прошлого»
2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати).
Наиболее яркими представителями раннего итальянского гуманизма являются Франческо Петрарка, Джованни
Боккаччо и Колюччо Салютати.
Франческа Петрарка (1304-1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре
своего творчества не Бога, а человека. Петрарка происходил из небогатой, но старинной семьи. Его отец был
нотариусом. Первоначально Петрарка изучал право, но любил древнюю латинскую литературу. Его можно назвать
первым индивидуалистом и гуманистом.
Сонеты Петрарки о любви, трактаты – о власти разума и традиции. Всемирную известность получили
сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Красота человеческая для поэта – низшая ступень по
сравнению с красотой божественной. Любовь Петрарки носит чисто человеческий характер. Но осмысление ее
совершенно иное. Высотой своих духовных качеств и нравственным совершенством Лауры она вызывает любовь к
творцу.
В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает схоластическую ученость, по
отношению, к которой провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной
для человека его времени.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В
разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность,
чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально
деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. Человек эпохи
Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному,
индивидуальному.
3. «Гражданский гуманизм» Л. Бруни.
4
Леонардо Бруни (1370/74-1444) является продолжателем идей К. Салютати и ярким представителем такого
направления в философской мысли Возрождения, как «гражданский гуманизм». Так же как и Салютати, Бруни
занимал пост канцлера республики Флоренция. Гуманизм Л. Бруни более действенный, в отличие от гуманизма Ф.
Петрарки он несет политическую и гражданскую направленность.
Основополагающим для Л. Бруни является тезис Аристотеля о человеке как «животном политическом». Человек
может в полной мере осуществить себя только в обществе. Однако, Бруни подвергает переоценке воззрения
Аристотеля. Он полагает, что величайший философ античности слишком большое значение придавал
«созерцанию». Важно не созерцание, а человек, который думает и действует. Более того, Бруни резко отрицательно
относится к уединенной, созерцательной жизни. Он полагает, что такой образ жизни находится в противоречии с
самой природой человека.
4. Этическое учение Л. Валлы.
В центре этического учения Лоренцо Валлы (1407 - 1457) стоит проблема наслаждения. Он негативно отзывается о
католической церкви и монашестве, считая его противоестественным человеческой природе. В этической
концепции Валлы проблема земного счастья решается в духе учения Эпикура, где истинное и высшее благо
отождествляется с наслаждением.
В своем трактате «О наслаждении» мыслитель утверждал, что наслаждение это естественное свойство человека и
цель его устремлений. Право на наслаждения является естественным свойством человека, оно предопределено
самой природой. Именно благодаря природе человек обладает органами чувств и способен воспринимать красоту
окружающего мира, а так же испытывать при этом приятные чувства и ощущения. Именно наслаждение
направляет всю жизнь человека. Наслаждение представляет собой достаточно широкое понятие и включает в себя
как духовные, так и телесные, чувственные радости. Природа позаботилась не только о материальном, но и о
духовном. Ведь наслаждение можно испытывать и от удовлетворения моральных благ, например, дружбы, почет,
достоинства, могущества.
Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разнообразных
потребностей и, в конечном счете – радости и счастью в земной жизни. Валла решительный противник
традиционного противопоставления души и тела, напротив, он настаивает на необходимости гармонии двуединой
человеческой природы. Поэтому стремление к чувственным наслаждениям вполне оправдано – оно порождено
инстинктом самосохранения, присущим человеку.
5. Гуманистическая концепция Л. Б. Альберти.
Леон Батиста Альберти (1404-1472) отличался весьма разносторонними интересами. Он внес крупный вклад в
теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался
математикой и картографией. Такая разносторонняя, универсальная личность с широким кругозором была
типичной для эпохи Возрождения.
Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста – моральнодидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные
беседы», а так же сочинение «Мом, или о государе»
Альберти негативно относится к метафизическим и теологическим исследования. Гуманист полагал, что людям не
дано обнаруживать высшие причины вещей, люди могут знать только то, что дано им в опыт, то что находится у них
перед глазами. Поэтому стремление к познанию высших причин вещей является пустым делом.
5
Человек занимает в мире особое положение, так как он одновременно принадлежит к двум мирам: миру земному и
миру небесному. Эта двойственность выступает отличительным свойством человеческой природы. Человек
является высшим творением природы, но он не противостоит ей, а сливается с ней.
Внимание Альберти сосредотачивается на человеке деятельном. Счастье не может заключаться в том, чтобы ничего
не делать. Ведь безделье является самым тяжелым пороком. Здесь Л.Б. Альберти категорически не согласен с
Эпикуром. В тоже время он согласен со стоиками, которые природу человека видели в том, чтобы быть мудрым и
производящим.
6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы.
В конце XV в. увлекавшая многих гуманистов тема достоинства человека получила новое осмысление в творчестве
Пико дела Мирандола (1463-1494). Написанная им в 1486 «Речь о достоинстве человека» представляет собой
краткое и энергичное изложение основ нового гуманистического мировоззрения. И как никакой другой текст эпохи
Возрождения «Речь…» может быть названа манифестом ренессансного гуманизма.
У итальянского гуманиста для определения достоинства человека чрезвычайно важным является его сопоставление
с ангелами. Для современных людей ангелы звучат, чуть ли не сказочно. А для средневековых людей ангелы были
такой же очевидной реальностью, как и сами люди. Бог сотворил два мира, он творец видимых и невидимых.
Задание 3. Заполните таблицу 9
Таблица 9
Учения о боге в истории философии
Учение Эпоха Понимание Абсолюта
Теизм Средние века Бог – высший, всеблагой Абсолют. Он находится не в этом мире, а где-то далеко на
небесах. Абсолют является недостижимым.
Бог создал мир и продолжает в нем свою активность. То есть Бог является не только творцом мира, но и принимает
участие в его дальнейшем управлении, все в этом мире зависит от Бога. Поэтому с теизмом связано представление о
божественном провидении – все в мире предопределено Богом.
Задание 4. Упражнения, комментарии
Установите, какие принципы организации жизни общества являются общими для социальных утопий Т.
Мора, Т. Кампанеллы и Платона.
• Во главе государства должен стоять мудрый правитель-философ; Платон полагал, что правителями должны
быть те, кто умеет любить свой город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. Т.
Мор развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от правителя распространяется на весь
народ все доброе и злое. Во главе государства Т. Мор ставит «мудрого» монарха. Кампанелла так же полагал, что
государством должны управлять философы. Функции управления и организации производства находятся в руках
ученых-жрецов.
• Государство должно заботиться об образовании и воспитании своих граждан. Главной задачей государства
Платон считал заботу об образовании своих граждан. Воспитание в идеальном государстве, по его убеждению,
должно начинаться с самого раннего возраста, когда человеческая природа наиболее пластична и податлива.
Кампанелла разрабатывал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой
учитывается природная предрасположенность каждого индивида.
• Допустимо существование рабства. При описании идеального государство мы практически не находим у
Платона какого-либо упоминания о рабах. Само собой разумеется, что Платон вовсе не дошел до отрицания
рабства. Но рабы для него – это люди, не входящие в состав проектируемого им идеального государства. По
6
Платону, не должно быть рабов среди греков, но они могут быть среди варваров. Т. Мор полагал, что в Утопии есть
и должны быть рабы, которые обеспечивают возможность осуществления принципа «от каждого по способностям,
каждому по потребностям». Однако, Кампанелла осуждает существование рабства.