Фрагмент для ознакомления
2
Как художник М. Горький обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место.
Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются нравственно-философские проблемы, волнующие автора.
В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое дно. Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни.
Горький поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, основными из которых является нравственно-философская проблема правды и смысла жизни. В пьесе не дано однозначного ответа на эти вопросы. Автор оставляет за читателем и зрителем право решать их, делать свой выбор.
Основной целью работы является анализ социально-философской проблематики и образов пьесы М. Горького «На дне». Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- охарактеризовать пьесу как социально-философскую драму;
- рассмотреть образы главных героев произведения;
- определить ключевые темы, проблематику и смысл пьесы.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 «НА ДНЕ» КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА
Вслед за А.П. Чеховым М. Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Горький описывает соприкосновение различных восприятий мира, то внутреннее "брожение" мыслей, которое он видел в реальности. Поочередно появляются его драмы, многие из которых названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).
Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, оно было написано специально для актерской группы Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех слоев общества. Горький не предполагал, что из этого что-то получится, но реализовал задумку создания пьесы о босяках, в которой было бы около двадцати действующих персонажей.
Идея этой пьесы возникла в начале 1900 года. В середине октября 1901 года М. Горький рассказал К.П. Пятницкому о своем плане написать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых будет посвящена определенному слою русского общества. О последней из них он сказал: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно»1.
Над написанием пьесы «На дне» автор начал работать в конце 1901 года, и 15 июня 1902 года она была завершена. Название менялось в процессе работы (от «Без солнца» до «На дне жизни»).
Премьера пьесы состоялась 18/31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С. Станиславский был не только режиссером (совместно с Немировичем-Данченко), но и исполнил роль Сатина. Он
вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и... самого Горького»1.
Судьбу пьесы Горького нельзя считать окончательным и однозначным триумфом его творческого вдохновения. Мнения о ней были разнообразными: некоторые люди восхищались ею, в то время как другие критиковали это контрастное произведение. Она пережила запреты и цензуру и по сей день остается открытой для разных интерпретаций.
В этой драме отразились противоречия русской жизни перед первой русской революцией, конфликты капиталистического мира и позиция М. Горького по отношению к философским направлениям своего времени, включая его дискуссии с идеалистической философией Вл. Соловьева.
Хотя это направление можно назвать «критическим реализмом», некоторые исследователи настаивают на термине «соцреализм», так как в своих произведениях писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его творчество приобрело идеологический характер, особенно в то время, когда социальное напряжение между знатью и обычным народом в России нарастало.
Смысл названия пьесы «На дне» символизирует социальное положение всех персонажей в произведении. Само название предоставляет пространство для разных интерпретаций, так как оно не указывает на конкретный "день". Автор оставляет читателю свободу воображения, позволяя каждому самому додумать, о чем именно идет речь в его произведении.
На сегодняшний день, многие исследователи литературы сходятся в мнении, что автор данного произведения имел в виду, что его персонажи находятся в самом низу общественной и жизненной лестницы, как социально, финансово, так и нравственно. Именно этот смысл заключается в названии пьесы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бройде, М. Странник Лука в пьесе М. Горького «На дне» / М. Бройде // Литература. – 2000. – № 17. – С. 14-15.
2. Гавриш, Т.Р. В поисках человека [О пьесе М. Горького «На дне»] / Т.Р. Гавриш // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 19-20.
3. Гачев, Г. Человек против правды в пьесе «На дне» / Г. Гачев // Неизвестный Горький. – Москва: Наследие, 1994. – С. 207-270.
4. Гуйс, B. Герои пьесы «На дне» –- от текста к контексту / И. Гуйс, Е. Ермакова // Литература. – 2007. – № 24. – С. 18-21.
5. Долженков, П. Существует только человек. О пьесе М. Горького «На дне» / П. Долженков // Литература в школе. – 1990 – № 5. – С. 18-23.
6. Зонова, Т. Обитатели ночлежки в пьесе М. Горького «На дне» / Т. Зонова // Литература. – 2005. – № 23. – С. 7-8.
7. Иванов, Н.Н. «Человек все может… лишь бы захотел»: пьеса А.М. Горького «На дне» / Н.Н. Иванов // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 5-10.
8. Лекманов, О. О человеке-звере в драме «На дне» / О. Лекманов // Литература. – 1998. – № 24. – С. 15.
9. Потапурченко, З.Н. Мастерство М. Горького-драматурга в пьесе «На дне» / З.Н. Потапурченко // Литература: учеб. Пособие. – М: Литература, 2005. – С. 333-339.
10. Спиридонова, Л. Настоящий Горький: мифы и реальность / Л. Спиридонова. – Москва: ИМЛИ РАН, 2013. – 440 с.
11. Юзовский, Ю. «На дне» М. Горького: идеи и образы. – Москва: Художественная литература, 1968. – 142 с.