Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Век правления Ивана Грозного представляет большой интерес для политологии, т.к. это эпоха глобальных перемен в политической жизни России, время необычайного взлёта самодержавной власти, и вместе с тем это время является последним веком правления Рюриковичей – первой династии на русском троне.
Личность царя Ивана IV очень сложна и многогранна. Историки на протяжении многих лет высказывают диаметрально противоположные мнения о периоде его правления, одни его порицают, другие оправдывают. Одни учёные считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХVII в. Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную политическую элиту – сословно представительную монархию, а русское общество – прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре последовали за правлением Ивана IV .
Иван IV в себе совмещал настолько много разных черт характера, был настолько противоречивым и непредсказуемым, но достоверных источников описания его правления сохранилось очень немного. Один из современников, непосредственно живший в эпоху Ивана Грозного и служивший у него, был Андрей Курбский.
Цель данного реферата проанализировать политическую власть в России в период правления Ивана Грозного с точки зрения современной политологии представление Ивана Грозного и Андрея Курбского о самодержавной власти в России и обосновать его определение основываясь на основном источнике дошедшего до нашего времени – переписке царя и Андрея Курбского.
1.Отражение идеологии неограниченной царской власти в письменных источниках царствования Ивана IV
1.1.Идеология самодержавия
Необходимость в государственных преобразованиях назрела уже к концу XV в., поскольку объединение территории в XIV-XVI вв. предшествовало по времени построению аппарата власти и управления, соответствующего складывающемуся унитарному государственно-административному устройству. Серьёзный реформаторский процесс был начат при Иване IV (1547-1584).
В 1564 г. Иван IV на Земском соборе объявил об учреждении опричнины. Опричные мероприятия, введенные царём, до настоящего времени рассматриваются и оцениваются современными исследователями неоднозначно. Для определения содержания государственно-правовых взглядов A.M. Курбского устанавливалось значение опричнины как элемента формы государства (политического режима), и подвергалась критике, распространённая в ряде гуманитарных наук, точка зрения, связывающая с её учреждением переход России к абсолютной монархии (абсолютизму).
Избранная рада, проводя поли тику в интересах широких слоев дворянства, не порывала вме сте с тем с крупным боярством, многие представители кото рого поддерживали Алексея Адашева, почему в ряде вопро сов она должна была идти на компромиссы. В земельной по литике Избранная рада делала значительные уступки крупной знати, частично даже возвратила князьям земли, конфискован ные у них Иваном III и Василием Ш.
Сильное разногласие между дворянством и боярами су ществовало в вопросе об организации верховной власти. Дво ряне хотели иметь во главе государства сильного царя, спо собного удовлетворить их нужды в земле и крепостном труде. Для удержания своего господства, для сохранения своей вла сти помещик должен был иметь аппарат, который бы объеди нил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам, - и все эти законы своди лись в основном к одному - удержать власть помещика над крепостным крестьянством.
Таким аппаратом классового гос подства дворянства и было самодержавие. Дворянство поэтому поддерживало стремление Ивана IV к неограниченной власти. Идеологию самодержавия лучше всего изложил сам Иван IV и переписке с бежавшим в Литву князем Курбским. Самодер жавие, по его словам, установлено самим богом на Руси с самого возникновения христианства. «Самодержавство, — пишет Иван IV, —Божиим изволением, почин от великого князя Владимира, просвятившаго всю Рускую землю святым кре щением, и великого царя Владимера Манамаха, иже от грек окодостоинеишую честь восприемшу... даже дойде и до Нас, смиренных скиптродержания Руского царствия» .
Основным свойством самодержавной власти является ее неограниченность. «А росийское самодержство изначала сами владеют всеми государьствы, а не бояре и вельможи». Царь имеет неограниченное право жизни и смерти над своими под данными. «А жаловати есмя своих холопей вольны,- говорит царь, - а и казнити вольны же есмя». Наоборот, подданные обязаны безусловным рабским послушанием власти. Всякое неповиновение царю равносильно неповиновению богу и, сле довательно, — религиозное преступление. Таких отношений между царем и его подданными требуют интересы государст венной безопасности и обороны. «Аще убо царю не повинуются подвластные, никогда же усобных браней не перестанут», а «кто может бранная понести [вести войну] противу врагов, аще растлится междуусобия браньми царство?» Итак, самодержа вие необходимо для создания крепкого централизованного государства, а без этого невозможно бороться с внешним не приятелем. В тогдашней литературе теорию самодержавия, преемственно переходящего со времени Владимира киевского в роде русских государей; развивала также «Степенная книга». Эта теория вполне отвечала потребности дворянства в сильной централизованной власти в государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Археографический обзор // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979. С. 250—351.
2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. - М., 1982. – 195 с.
3. Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М., 1989. – 81 с.
4. Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 214 −249.
5. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским //Хрестоматия по древнерусской литературе/Под ред. Федорова М. Е., Сумникова Т. А. М., 1969. – 468 с.
6. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 2007. – 480 с.
7. Филюшкин А. И. Андрей Курбский. – М., 2008. – 299 с.
8. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М., 2002. – 408 с.