Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главнейшее место в становлении древнегреческой философии отведено Платону. То есть, о философии в Древней Греции с существенной степенью определенности можно начать утверждать, лишь начиная с учения Платона. Основным аргументом в подтверждение данной мысли выступает то, что о всех ранее предшествующих мыслителях и их работе можно говорить с очень низкой степенью реальности. Так, Сократ, или даже Фалес не оставили своих философских трудов, от других остались обрывочные фрагменты, авторство которых встает под вопросом и в наше время. То есть, нынешние взгляды на их творчество как правило основываются на воспоминаниях и рассуждениях о них других авторов. Несложно предположить, что в данных воспоминаниях, вероятно неверное изложение как идей выдающихся предшественников, так и неверное их истолкование.
Платон выступает, по сути, первым древнегреческим философом, о работе которого можно говорить по его собственным трудам. Именно данным обстоятельством и определен выбор этой темы.
Свои идеи Платон представляет в виде диалога. Подобный литературный прием сделан не случайно. Диалог, как считает Платон, – это более либо менее адекватное отождествление «живой и одушевленной речи знающего человека». Правильно поэтому утверждать, что живая, то есть устная речь философа выступает более идеальной формой изложения своего мнения. О том, что это так, говорит рассуждение самого Платона. Тот, кто рассчитывает письменно запечатлеть свое искусство и тот, кто черпает знания из письменных источников в надежде на то, что оно прочно сохранится там на будущее, по своей сути, имеют большое заблуждение, так как записанную речь они ставят выше, чем речь самого человека, который сведущ в том, что записано. Письменные источники как живопись. Аналогично картинам, которые представлены как живые, а спроси их – они величаво и гордо пребывают в молчании и неподвижности, письменные сочинения точно также на всякий вопрос отвечают одно и то же. Подобное «сочинение, – продолжает Платон, – однажды записанное, находится в обращении везде – и у людей понимающих, и равным образом у тех, кому вовсе не подобает его читать, и оно не знает, с кем оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи своего отца, само же не способно ни защититься, ни помочь себе» .
Диалог выступает для Платона единственным средством, формой с помощью, которой можно представить людям ход философского творчества, отсюда через диалог он преподносит свои мысли и идеи.
Таким образом, цель данной работы – исследовать идеальный полис в философии Платона.
Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:
- рассмотреть теорию идей Платона;
- проанализировать платоновское учение о государстве-полисе.
- обозначить положительные и отрицательные взгляды на утопические идеи Платона.
Методологическую базу контрольной работы составляют общетеоретические и специальные научные методы познания: анализ, синтез, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-исторический и другие.
1. Платоновская типология государств
Изучать государство с точки зрения его сути – это значит представить, волю и интересы каких прослоек общества, а также групп и классов оно как правило выражает и охраняет. Анализировать государство под углом зрения содержания – это значит определить, как и в каких направлениях оно при всем этом осуществляет свое действие. Исследовать же государство с точки зрения его формы, т.е., практически, исследовать его строение, его главные составные части, а также внутреннюю структуру, главные методы установления и реализации государственной власти.
Типы государства, так же, как сущность и содержание самого государства зачастую подвергаются трансформации. Под влиянием большинства экономических, социально-политических, а также идеологических и других факторов они модифицировались и совершенствовались. Постоянно видоизменялось и представление о таких типах. Верным выступает взгляд ученого Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» выступает «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» .
Идея гражданского общества как организация граждан первый раз была представлена в таком произведении Платона, как «Государство» . До данного произведения политические идеи в основном не заостряли внимание на определении «гражданское общество», так как области государства и общества представлялись как целостное явление .
На основании о том, что высказано Платоном в «Государстве», имеющим несовершенным формам государственного устройства предшествовала в древности идеальная форма общества – «наилучшее государство» - царство умных и благополучных людей. Подобный правильный город-государство был настолько идеален, что сложно даже представить, как он мог вообще как-либо трансформироваться. В те времена боги правили некоторыми областями, а в обществе существовало все требуемое для жизни, не существовало войн, а также разбоев и раздоров. Люди появлялись на свет из земли и были свободны от надобности борьбы со стихией . Исходя из идей Платона, внутренние ссоры, классовая распря, которая подпитывалась эгоистическими, в основном, материальными и экономическими интересами, выступали основной силой социальной динамики .
Прообразом идеального государственного строя для последующих идей Платона выступала аристократическая Спарта, вернее, имеющиеся там патриархальные отношения – это создание жизни властвующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и прочее.
Описывая извращенные формы государства, Платон выстраивал их в порядке увеличивающейся деградации по сравнению с образцом.
Дегенерация аристократии мудрых, как считает философ, провоцирует выдвижение частной собственности и превращение в рабов свободных граждан из третьего сословия. Так появляется критско-спартанский тип государства, т.е. тимократия (от термина «Тиме» – честь), господство сильнейших воинов. Государство с подобным типом правления будет всегда воевать.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985, С. 187
2. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1. С. 33 - 41.
3. История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко. - С. 76
4. Платон. Государство. Соч. т. 3, Т. 1, М., 1971, С. 382
5. Платон. Собр. соч. в 4 томах. Т; 2, М., 1993, С. 187
6. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 3. 663 с.
7. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - С. 72.
8. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.