Фрагмент для ознакомления
2
1. Проанализировать программы дошкольного воспитания с точки зрения реализации содержания познавательно-речевого развития детей:
1) отражение требования ФГОС ДОО активизация познавательного развития дошкольников в пояснительной записке программы.
2) соответствие программы содержанию познавательно-речевого развития дошкольников.
Программы для анализа
Программа «Радуга»
Программа «Детство»
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (Сохин. Ушакова)
Программа воспитания и обучения в детском саду (Васильева)
Программа «Радуга»
«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа задумана и реализована как:
- комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое);
- личностно – ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской педагогической и психологической науки.
Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.
Миссия программы «Радуга» затрагивает важные стороны развития личности подрастающего поколения. Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например. Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам
Программа «Детство»
В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора) и т.д.
В программе определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД «Развитие речи» имеет познавательно-речевую направленность развития и умственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (Сохин. Ушакова)
Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу МДОУ в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. В качестве методического обеспечения мы используем программу О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет». Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.