Фрагмент для ознакомления
2
Общественное и индивидуальное сознание является отражением действительности. В нём содержатся все элементы её изменения. По сути, сознание - это зона социального развития, открывающая перед обществом возможности. И зависят они от текущего состояния сознания. По сути, оно выступает основанием для непрерывной жизни и предопределяет траекторию личного и социального развития.
Данные, полученные в ходе исследований школ психологии сознания, с трудом укладываются в единую научную картину: некоторые исследователи сводят к нему всю психику, другие рассматривают его как незначительную часть психики, третьи и вовсе исключают сознание из рассмотрения в рамках психологической науки. [6, с.49]
А поскольку сознание изучалось сквозь призму рассмотрения психики человека и животных, естественнонаучной основой была и остаётся физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.
К середине XIX в. отдельные специальные области физиологии вплотную подошли к экспериментальной разработке проблем, издавна относящихся к ведению психологии. Психические явления с помощью экспериментов начали изучаться в таких разделах, как нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга.
Наряду с ними проникновению экспериментального метода в психологию способствовали астрономия, физическая оптика и акустика, биология, психиатрия. Эти разделы естествознания и медицины составили те основные источники, из которых психология выросла как экспериментальная и самостоятельная область знаний [7].
Эмпирическая работы в психологии всё чаще открывала новые грани психических явлений. Прежние версии о сознании как замкнутом мире
субъекта, который может увидеть лишь он с помощью интроспекции1 под контролем инструкции экспериментатора, не могли решить новых вопросов. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новые подходы в биологии расширяли зону изучения поведения животных, детей, психически больных. Это было не подвластно интроспективному анализу. В результате усиливались противоречия между новыми данными и устоявшимися подходами в изучении предмето-методологической основы психологической науки.
Так возникали альтернативные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность [12].
Цель этой работы - рассмотрение вопросов об альтернативных школах сознания и становлении объективного подхода в психологии в конце 19 - начале 20вв.
Задачи:
1. охарактеризовать альтернативные школы психологии сознания: структурализм, европейский функционализм, Вюрцбургская школа
2. конкретизировать этапы естественнонаучной психологии В. М. Бехтерева
3. раскрыть учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и связи с психологией.
1.Альтернативные школы психологии сознания
1.1.Структурализм
Под структурализмом в психологии называют направление, суть которого в экспериментальном исследовании структуры сознания2.
Основателем структурализма был английский философ и преподаватель физиологии Эдвард Титченер. Сочетание философских интересов с естественнонаучными приводило многих в область психологии. Так случилось и с Титченером. Он являлся учеником В. Вундта, лидера экспериментальной психологии, и мечтал развивать это направление в Англии. Но из-за отсутствия потребности в исследователях, экспериментирующих над человеческой «душой», переехал в Соединенные Штаты.
В открытом им Корнельском университете 1893г. Титчинер опубликовал «Экспериментальную психологию», выдвинувшую его в ряд самых крупных психологов эпохи. По его мнению, психология должна была отвечать на три основных вопроса: что? как? почему?. Для ответа на первые два важно разобраться, из каких элементов состоит сознание и как они сочетаются друг с другом. На вопрос «почему?» ответ заложен в объяснении психологом терминов психических процессов.
Титчинер считал, что у сознания есть собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Также как для обывателя не видны естественные явления, изучаемые физикой и химией.
Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующей его «ошибкой стимула» [12].
«Ошибкой стимула» он называл навязывание другому человеку той языковой формы, к которой мы с детства привыкли. А это никакого отношения к интроспекции не имеет. Потому перед исследуемым ставилась задача назвать свои ощущения от предмета. Например, ему дают яблоко.
Испытуемый не называет его яблоком, а говорит про ощущения тяжести, округлости и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Айдаралиева Н.М. Основные проблемы психологиеской концепции личности В.М. Бехтерева и этапы её создания/ Н.М. Айдаралиева// Психология. Историко-критические образы и современные исследования. 2019. Т.8. №2А. С.123-129.
2.Белов В.В. Историко-методологический анализ концепции развития личности концепции В.М. Бехтерева – создателя отечественной психологической школы/ В.В. Белов// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-metodologicheskiy-analiz-kontseptsii-razvitiya-lichnosti-v-m-behtereva-sozdatelya-otechestvennoy-psihologicheskoy-shkoly?ysclid=lqqfmtoqu5606139222.
3.Вильгельм Вундт – создатель экпериментальный психологии. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://psychojournal.ru/psychologists/1407-vilgelm-vundt-sozdatel-eksperimentalnoy-psihologii.html?ysclid=lqoz5wgssd315793373.
4.Дмитриева А.А. Возможности интроспекции в философии сознания/ А.А. Дмитриева. М. 2016. 176с.
5.Емалетдинов Б.М. Вклад И.П. Павлова в развитие психологии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-i-p-pavlova-v-razvitie-psihologii?ysclid=lqqfwc8izb633674936.
6.Китова Д.А., Семёнова Ф.О. Феномен сознания как предмет психологического анализа/ Д.А. Китова, Ф.О. Семёнова// Вестник Университета Российской академии образования. 2019. №4. С.49-54. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-soznaniya-kak-predmet-psihologicheskogo-analiza?ysclid=lqqduxv2h3625427078.
7.Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.telenir.net/psihologija/istorija_psihologii_konspekt_lekcii/index.php?ysclid=lqqe7a0qcn500830953.
8. Морозов С.М. История психологии: учебник. М., 2019. 376с.
9.Семёнов И.Н. Кюльпе Освальд. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53970729.
10.Чедия К.О. Теоретическая психология [Электронный ресурс]. URL: https://чедия.рф/Западная_психология.Том2.pdf.
11.Чугунова Е.И. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-i-p-pavlova-o-vysshey-nervnoy-deyatelnosti?ysclid=lqqfteh8s2119570813.
12. Ярошевский М.Г. История психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.anastasiya-shulgina.narod.ru/ID_98_345_00_511.htm.