Фрагмент для ознакомления
2
Значение термина «интервью» связано с семантикой слова. Оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и корня view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Интервью, таким образом, понимается как «обмен взглядами, фактами, сведениями». Этот жанр представляет собой «беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации» . Термин «интервью» используется также для обозначения определенного метода, применяемого для сбора информации в журналистике. Важным признаком жанра интервью является его диалогический характер.
Знаменитый британский журналист У. Стид в 1902 году назвал интервью «характерным американским изобретением» .
Именно вопросно-ответная форма интервью привлекла внимание читателей к личности журналиста. В рамках жанра интервью журналист демонстрировал не только личность интервьюируемого, но и свою индивидуальность. Жизненная позиция, эрудиция, владение слогом лучших мастеров журналистики во многом способствовали растущей популярности жанра интервью . В современном информационном обществе интервью является одним из самых популярных медийных жанров. По данным американских исследователей, «интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90 % их рабочего времени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств» . Существует:
информационное интервью органично представлено интервью-отчетом о встрече, интервью-репортажем, интервью-анкетой, интервью-мнением (интервью-мнение представляет мнение эксперта как самодостаточный факт, a интервью-репортаж. Это создает y читателя «эффект присутствия») .
аналитические жанры представлены беседой, где собеседники равны, процесс поиска истины совместный, хорошо представлены обе позиции, и аналитическим интервью, в котором журналист побуждает героя к анализу избранной проблемы.
художественное-публицистические жанры представлены сатирическим интервью (M. Горький), интервью-зарисовкой и интервью-портретом, где в главным является раскрытие личности собеседника.
В интервью особый интерес представляют ответы определенного лица (или нескольких лиц) на вопросы интервьюера.
Приглашенное лицо должно являться общественно значимым, либо экспертным в обсуждаемой теме. Интервью, разнообразное в собственных видах, также называют особым методом добывания информации. Данный жанр можно встретить в форме полноценного текста диалога и в форме сообщения, где представлена выжимка всего самого главного. Выделяется несколько видов интервью, среди которых: предметное, личностное, массовое, блиц, интервью-расследование и беседа .
Предметное интервью представляет из себя диалог экспертов или просто дискутирующих лиц о положении каких-либо вещей в определённой сфере. Важно отметить, что интервьюер должен быть осведомлён в обсуждаемой теме настолько же глубоко, насколько осведомлён в ней сам гость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Андреева Д.А., Гончарова Т. М. Интервью как инструмент развития современной школы и ее субъектов// XXIV ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Материалы конференции. Том Часть 12. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2022. С. 53-57
2) Баева А. История зарождения и становления жанра «интервью»// СЛОВО О СЛОВЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-ФИЛОЛОГОВ. Материалы II Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2022. С. 56-60
3) Баранова Е. А. Теория и практика современного интервью. – М.: Юрайт.
4) Булгаков Я. В. Жанр интервью в современных СМИ//ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск II. Составитель, ответственный редактор М.Е. Крошнева. Ульяновск, 2021. С. 58-60
5) Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода // Медиасреда. 2019. No 2. С. 15-20
6) Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т. – 2016.
7) Ипатова А. А., Особенности коммуникации в стандартизированном интервью. — Москва : Дело, 2019.
8) Колокольцева Т.Н. Специфика портретного интервью творческой личности [Текст] / Т.Н. Колокольцева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – No 9. – С. 105-110
9) Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. – М., 1980.
10) Кузнецова О.А. Особенности портретного интервью как популярного жанра российского телевидения// МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА: ЭПОХА ГЛОБАЛЬНЫХ РЕФОРМ. Материалы I международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 93-98
11) Лукина М.М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – СПб.: Искусство, 2003.
12) Макарцева В. Д. Интервью в условиях современного общества//НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 227-230
13) Мамонт Б.В. Эффективность контактоустанавливающей функции в рамках ведения интервью: сущность и система оптимизации: автореферат диссертации по филологии. – Краснодар, 2009.
14) Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. No 3. С. 47-50
15) Никишин В. И. Специфика и место интервью в системе журналистских жанров// ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 35. С. 2562-2570
16) Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное пособие. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.
17) Родченко И.Г. Типы речевого поведения // Этикет и протокол. – 2006. – № 1 (28). – С. 68-70.
18) Шарапов Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 668-671