Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество также является саморазвивающейся системой и взаимодействуя с природой, потребляет из нее вещество, энергию и информацию. Тем не менее, единственным бесконечным ресурсом, который позволяет обществу прогрессировать и развиваться, является знание в его разнообразных формах - обыденное, мифологическое, научное, религиозное, философское, эстетическое, этическое, политическое и др.
Прогресс общества на основе научно-технических достижений, открытий, изобретений, рационализаторских предложений происходит тогда, когда достижения цивилизации взаимодействуют с культурой и оказывают влияние на нее, ассимилируются определенным образом культурой. Однако в теории культуры уже давно был продемонстрирован конфликт «культуры» и «цивилизации», означающий неоднозначность влияния научного и технического прогресса на общество и культуру.
Знание есть проверенный практикой и временем результат познания действительности. Это ее верное отражение в сознании человека, овладение опытом, являющимся верными, как в субъективном, так и в объективном понимании на основании которых строятся выводы и суждения, которых достаточно для того, чтобы расценивать их в качестве знания.
Процесс формирования знания сопровождает человечество на протяжении всего его существования и выступает как ценностный ресурс, осознаваемый человеком, применяемый во всех сферах жизни общества, способный влиять на трансформационные процессы. Знания тесно связаны с человеком, оно не транслируется, а носит сугубо личностный характер, в отличие от информации, которая может быть передана с помощью тех или иных материальных носителей, не является тождественной знанию.
1. Классификация форм научного знания
Обращаясь к характеристике понятия «знание», следует отметить нетривиальность самого его определения. Определение знания как результата процесса познания не указывает на его специфику. Можно сказать, что знание - это сведения о мире и о самом себе, которыми владеет человек. Но такое определение уводит в бесконечность, так как требуется пояснение слова «сведения». Аналогичный порочный круг возникает и тогда, когда мы попытаемся прояснить понятие «знание» с помощью понятия «информация». Напомним также, что существуют качественные и количественные теории информации .
В Большой советской энциклопедии существовало следующее определение знания: «Знание, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. Знания могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние — эмпирическими и теоретическими». Это определение по существу, отождествляет знание и информацию. Современные источники говорят, что «знание» - есть проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Существует также мнение, что знание напротив, является культурной формой существования информации, согласно которому информация - это биологический и технократический термин, сциентистский эквивалент знания.
Знание в культуре существует не только в информационно-научной форме. Человечество для своего успешного развития использует не один, а множество языков, также оно использует множество форм знания. Формы знания в определенной мере коррелятивны формам культуры, в которой они существуют. Рассмотрим многообразие форм знаний в культуре человечества.
Во-первых, это обыденное познание, которое опирается на повседневный опыт и житейский рассудок, называемый здравым смыслом. Это знание оформляется с помощью слов, лексического и пр. запаса естественного (национального) языка. В этой области знание объективное не обязательно противостоит суевериям и опирается на метод проб и ошибок. Так, индукция, которая стихийно используется в обыденном познании, не подкрепляется противоположными аргументами и не проверяется экспериментально.
Научное знание использует специальный язык - искусственный язык науки, знаки, символы, модели. Научное знание опирается на принципы логического мышления: непротиворечивость, последовательность, доказательность. С помощью логического и опытно-экспериментального доказательства научное знание достигает истинности - объективности. Эксперимент в науке позволяет воспроизводить доказательства бесконечно.
Однако надо иметь в виду, что научное знание также многообразно и методологическая и познавательная культура в разных видах научного знания также отличается, иногда очень значительно. Назовем следующие культурно¬познавательные формы научного знания: знание естественнонаучное, объектно-объективное, несущее информацию о природном Универсуме; знание математическое, моделирующее Универсум в виде количественных и пространственных форм и выполняющее роль языка науки; гуманитарные науки, дающие знание о человеке и культуре, идеологические науки - создающие мировоззрение и идеологию - модели и идеалы общественной жизни; медицинское знание, изучающее человека, его здоровье, здоровый образ жизни, агрикультурное знание, направленное на теоретическое и практическое освоение природного мира (почвы, флоры, фауны); техническое знание направлено на исследование и разработку и совершенствование орудий труда, предметной и информационной среды существования (материалов, машин, транспорта, передающих и кодирующих устройств).
Осваивая