Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).
1. Стратегические ориентиры образования в России.
Стратегические ориентиры развития образования сформулированы в Указе Президента Российской Федерации Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
Для системы образования определены две основные цели: обеспечение конкурентоспособности образования и воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности.
Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей.
В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества.
Нынешнее развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её.
Ключевая идея современной политики образования России – идея развития. В этой идее заключаются следующие цели:
1. создание необходимых условий для развития личности;
2. запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
3. превращение образования в действенный фактор развития общества.
4. преемственность образования.
Определяющее условие реализации этих целей – пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса – в ребенке, в учителе, в управленце, в школе, в родителях, в региональном, в национальном сообществах, в обществе в целом.
В основу современной политики развития образования положены 10 принципов. Эти принципы обращены одновременно как к обществу, так и к самой системе образования. Первые пять из них обеспечивают «внешние» институциональные социально-педагогические условия нормального развития системы образования.
Остальные пять «внутренние», собственно педагогические условия её полноценной жизнедеятельности. Все эти принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга, раскрывают основные грани изменения образования.
Важнейшими направлениями развития образования являются:
1. сохранение и укрепление единства образовательного пространства России с учетом национально-региональных, экономических и других интересов её народов и регионов;
2. реформирование содержания образования;
3. подготовка и переподготовка кадров;
4. реформа управления образования;
5. нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития системы образования;
6. массовая профессионализация молодёжи, проблемы занятости молодёжи.
Для их решения в содержательном плане обозначены следующие основные пути:
а) Проведение единой программно-целевой системы планирования, функционирования и развития сферы образования.
Например, на базе дидактической программы развития образования-разработки региональных программ развития образования, стали разрабатываться и межрегиональные программы. На базе федерального базисного учебного плана ведется разработка региональных базисных планов. То же самое можно сказать о региональных стандартах.
б) Структурная перестройка содержания образования по всей вертикали от детского сада до послевузовского образования.
Например, детский сад становится образовательным учреждением, а не только учреждением воспитания. Осуществляется переход к нетрадиционным образовательным учреждениям – комплексы «детский сад – начальная школа», переход на многоуровневое образование в различных видах общеобразовательных учреждений базовая школа, гимназия, лицей, инновационная школа), укрепляются связи средней школы с вузами, определяются новые направления высшего педагогического образования такие, как экономика в образовании, менеджмент, правоведение в образовании, социальная педагогика и др.)
Практическое задание.
Проанализировать один из подпроектов Национального проекта «Образование» (https://edu.gov.ru/national-project/). Сделать выводы о ресурсах и рисках их реализации в современных региональных условиях. Привести аргументы (факты), подтверждающие Вашу позицию (на примере НСО).
24 декабря 2018 года Правительством РФ был утвержден Национальный проект «Образование» и составляющие его федеральные проекты:
• «Современная школа»;
• «Успех каждого ребенка»;
• «Поддержка семей, имеющих детей»;
• «Цифровая образовательная среда»;
• «Учитель будущего»;
• «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»;
• «Новые возможности для каждого»;
• «Социальная активность»;
• «Экспорт образования»;
• «Социальные лифты для каждого».
Одним из федеральных проектов в области образования провозглашен проект «Учитель будущего». Однако не менее важным был бы и другой проект - «Учитель в настоящем».
Как известно, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, зарплата учителей, педагогов дошкольных образовательных организаций, организаций среднего профессионального образования к 2018 году должна была быть не ниже средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако, согласно данным экспертов Общероссийского народного фронта (ОНФ), опросивших в 2016 году 5 тысяч российских учителей, в 75 из 85 регионов Российской Федерации Указ Президента РФ не был исполнен.
Согласно данным другого опроса 1300 учителей, выполненного экспертами ОНФ9, дефицит педагогических кадров в России, по мнению опрошенных, составляет:
• учителя математики — 44%;
• учителя иностранного языка — 39%;
• учителя русского языка и литературы — 30%;
• учителя начальных классов — 26%.
С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми общая нагрузка значительно превышает 60 часов в неделю.
Каждый восьмой учитель в стране либо не живет нормальной жизнью, либо не дает детям того, что должен был бы дать, прежде всего в смысле педагогического внимания и личностного влияния. Эмоциональное выгорание при таких нагрузках практически неизбежно.
В стране наблюдается также глубокое неравенство в оплате педагогического труда. Принцип равной оплаты за равный труд в стране не нарушается, но просто игнорируется .
Список литературы
1) Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// (дата обращения 14.02.2022)
2) Смолин О.Н. Национальный проект "образование": системные проблемы и возможные решения//Научные труды Вольного экономического общества России, 2019// https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-proekt-obrazovanie-sistemnye-problemy-i-vozmozhnye-resheniya (дата обращения 14.02.2022)
Тема 2. Инновационная деятельность в школе (практическое занятие 2 час.)
Образование в условиях цифровизации
Главный приоритет, предопределивший цели реформирования, модернизации образования - человек, способный полноценно жить и работать в постоянно изменяющейся технологической, информационной и социальной среде, обладающий творческим характером мышления и действия, открытый к восприятию нового и стремящийся к его внедрению. В средствах же преобразований акцент был сделан на обеспечении вариативности стратегий и тактик обучения, используемых программ и методических материалов, на усвоении технологий получения знаний, но не на их закреплении, встроенности и согласованности с прежними знаниями. Ведь важным слагаемым учебного процесса является осознание целей обучения .
Традиционное, исторически сложившееся понимание дидактики не отвечает требованиям информационного общества. Дидактика цифровой эпохи становится одновременно наукой, инженерией и искусством обучения. Дидактика сегодня постоянно развивается и расширяет свою теорию на основании интегрирования исследований и преподавания. В образовании и воспитании в ХХI в. все более востребованными становятся идеи и методики, дидактические подходы, направленные на раскрытие творческого потенциала личности. Идеи из прошлого века, идеи Л.С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Дж. Г. Мида, в которых утверждается деятельностная методология обучения, исходящая из приоритета активизации учащегося и нацеленная не столько на усвоение опыта прошлого, сколько на реализацию учеником его собственных талантов, сегодня становятся актуальными.
Таким образом, наблюдается необходимость формирования у современного человека информационной культуры и обеспечение цифровой социализации в качестве обязательных условий комфортной жизнедеятельности уже со школьного возраста. Эти направления должны стать приоритетными в системе образования .
Система образования должна быть нацелена на обеспечение уверенного перехода в цифровое общество, для которого характерным является рост экономики и продуктивные трудовые отношения. Как отмечалось ранее, на рынке труда уже активно используются ЭВМ, основанные на искусственном интеллекте, которые успешно справляются с рутинной работой. Задача современного человека заключается в проявлении креативности и творческого мышления с целью создания и внедрений новшеств.
Использование цифровых технологий наряду с традиционными позволят существенно повысить гибкость и технологичность образования, а также мотивационную составляющую обучающихся к учебному процессу. Необходимость повышения мотивационной составляющей находит отражение и в таких документах, как «Кадры и образование», программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые направлены на повышение мотивации современных учащихся к освоению цифровых компетенций.
Цифровизация образования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, выявлению потребностей в формировании новых компетенций населения и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, с другой, порождает доступность информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Доступность информации потребует постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки. Следовательно, цифровизация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.
Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте
Одним из основных элементов цифровизации образования является цифровая грамотность. Цифровая грамотность – главный приоритет образования, это способность проектировать и использовать контент с помощью цифровых технологий, применяя компьютерное программирование, графические техники визуализации, компьютерную графику, мультимедиа разработку онлайн-курсов и т.д., поиск и обмен информацией, коммуникация с другими обучающимися.
Под цифровой грамотностью мы рассматриваем различные ее виды: медиаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность. Чтобы решить задачи цифровизации, нашему образованию предстоит пройти через цифровую трансформацию.
Цифровая трансформация образования, по мнению ученых, – это ответы на глобальные информационные вызовы, происходящие в мире.
Цифровизация образования и использование цифровых технологий изменяет содержание обучения, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных, форумам. Когда проводятся практические занятия, возможно использование социальных сетей. Актуальными в обучении становятся электронные издания, многие издательства, специализирующиеся на издании учебной литературы переходят на электронные версии учебников. Цифровые технологии бурно развиваются и обновляются (высокоскоростной Интернет, смартфоны, планшеты и т.п.). Инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети; облачные сервисы Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам.
Привести примеры использования информационных ресурсов в решении современных образовательных задач.
Цифровая лаборатория (ЦЛ) – общепринятый и используемый в системе образования, в том числе в официальных документах, термин, которым обозначают комплект учебного оборудования, используемый в учебной деятельности для лабораторных опытов, экспериментальных работ по предметам естественнонаучного цикла, организации практикумов, учебных исследовательских проектов как в классе, так и вне помещений. Комплект цифровой лаборатории включает датчики для регистрации значения различных физических величин, дополнительные устройства, обеспечивающие аналогово-цифровое преобразование, решения для хранения, передачи, отображения данных, обеспечения связи с компьютерными устройствами, а также программное обеспечение и методические материалы .
Помимо автоматизированного сбора и обработки данных, ЦЛ позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов, способны измерять быстроизменяющиеся величины. Результаты экспериментов могут сохраняться в реальном масштабе и времени, воспроизводиться синхронно с их записью на цифровые носители в режимах офлайн и онлайн.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» является модульной цифровой лабораторией для учащихся младшей школы и lошкольников. В игровой форме совместно с Наурашей (главным героем цифровой лаборатории) дети научатся измерять температуру, разбираться в природе света и звука, узнают волшебство магнитного поля, измерят силу, узнают о пульсе, заглянут в интересный мир кислотности.
Совместные занятия игры будут также увлекательны и интересны для взрослых. Абсолютно каждый гость цифровой лаборатории может открыть для себя много необычного и познавательного. Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отельной теме:
1) Температура;
2) Свет;
3) Электричество;
4) Кислотность;
5) Магнитное поле;
6) Пульс;
7) Сила;
8) Звук.
Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме . Нашей стране нужны граждане с другой мотивацией, с иным мировоззрением, к новому времени должны появляться новые люди. Они должны привносить что-то новое. И многие образовательные заведения задались вопросом - что же сделать, чтобы воспитать такого человека? Совсем в недавние времена многим казалось, что стабильность, прежняя жизнь это некий стандарт, по которому мы должна жить. То сейчас, все понимают потребность в получении качественно нового образования. В основе будет стоять задача воспитания учащегося творческого, просвещенного, духовно-нравственного, активного и здорового, и, естественно, самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, осуществлять их и отвечать за свои действия. Должны быть использованы такие программы, сущность которых будет направлена на совершенствование личности, мотивации и данных етей в определённых образовательных сферах. Здесь можно выделить спортивное развитие, социальное, коммуникативное, речевое, эстетическое.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» была создана, в связи с постоянно изменяющейся окружающей средой. В неё включены 8 разнообразных образовательно – игровых модулей .
С помощью данной лаборатории можно решить следующие задачи:
формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
развитие познавательно–исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
освоение распространенных норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
На занятиях в данной лаборатории учащихся можно в простой и интересной форме знакомить с разными природными явлениями, а также водить элементарные понятия. Например, существуют понятия горячо, или холодно, шумно или тихо, а именно в этой лаборатории мы всё это можем увидеть, почувствовать, «потрогать руками». Мы используем игровую деятельность, познавательную, исследовательскую и конечно же, творческую, не боимся экспериментировать и пробовать. Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает, среди прочих, следующее требование к метапредметным результатам обучающихся – учащиеся должны освоить универсальные учебные действия (УУД):
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся.
Интернет- ресурсы для классных руководителей:
Журнал «Практика школьного воспитания» - http://niro.nnov.ru/?id=663
Воспитание и развитие детей. Электронная библиотека. Книги для классных руководителей https://e-bookshelf.info/klassnomu-rukovoditelyu
Учительская.сом. Сайт в помощь учителю. Раздел «Классному руководителю» - http://uchitelskaya.com/load/dlja_klassnogo_rukovoditelja/28
Единый урок. Сайт «Единыйурок» - онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных МОиН РФ. - https://www.единыйурок.рф/
Учительский портал – https://www.uchportal.ru/. Сайт ориентирован на все категории работников общего образования, в том числе будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам. Основное содержание материалов для названных категорий педагогических работников представляют собой полнотекстовые статьи, разработки различных по содержанию и форме видов деятельности с детьми и родителями, а также материалы, необходимые педагогам в обеспечении (нормативно-правовом, программном, материально-техническом и т.д.). Сайт учитывает развитие IT-технологий и материалы сопровождаются мультимедийными презентациями, видео-файлами и т.д.
metodiki.ru - образовательный портал ucheba.com. Сайт содержит статьи, методические разработки для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, зам. директоров по ВР. Материал позволяет педагогам познакомиться с опытом коллег (в форме разработок) по организации внеклассной работы: праздников, классных часов, других форм воспитательной работы. Педагоги дополнительного образования могут воспользоваться представленными образовательными программами. Материалы находятся в свободном доступе для копирования.
Родительский комитет - http://r-komitet.ru/.На сайте можно познакомиться с разнообразной информацией, которая может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, при проведении родительского всеобуча, а также в качестве рекомендаций родителям в качестве самостоятельного изучения. В разделах сайта размещена информация, раскрывающая проблемы защиты детей.
Список литературы
1) Малинецкий Г. Г., Инновации, образование и искусственный интеллект в контексте гуманитарно-технологической революции // Инновации. — 2020. — № 1. — С. 3-11
2) Наураша в стране Наурандии// https://org.naurasha.ru/ (дата обращения 14.02.2022)
3) Поваляев, О. «Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе / О.Поваляев, Т.Дюдина. – М.: Научные развлечения, 2014. – 72 с.
4) Рабинович П. Д., Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. — 2020. — № 5. — С. 4-14
5) Цифровая лаборатория для начальной школы Наураша// https://nau-ra.ru/education/Basic-general/tsifrovye-laboratorii/tsifrovaya-laboratoriya-dlya-nachalnoy-shkoly/ (дата обращения 14.02.2022)
Тема 3. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.
Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход
В России существует опыт формирования и развития различных моделей непрерывного образования, в частности, моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, направленные на создание усилий для обеспечения каждому индивидууму возможности выбора индивидуальной образовательной траектории для постоянного профессионального и карьерного роста. Однако, формируя образовательный кластер из различных образовательных учреждений, необходимо учитывать, что каждое из них работает в рамках своих нормативно-правовых документов и имеет свои цели и задачи. Опыт интеграции разных образовательных учреждений в 60е годы в Великобритании, то есть слияние в один кластер, имел как положительный, так и отрицательный результат, зачастую приводя к конфликтным ситуациям.
Система дополнительного непрерывного образования, созданная на базе классического университета, каковым является Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, является новой: на базе единственного старейшего образовательного учреждения Камчатского края, предоставляются образовательные услуги всем слоям населения – от 3 лет до 65 и старше. Данная модель уникальна тем, что не имеет конфликта интересов, удовлетворяя полностью запросы потребителя, предоставляя ему качественные образовательные услуги .
Дополнительные образовательные услуги помогают как ребенку, так и взрослому человеку выстроить свою образовательную траекторию в зависимости от его потребностей, времени, желания. Нет жесткой привязки к общеобразовательной программе, реализующейся в основном образовательном учреждении.
Несмотря на реформирование и модернизацию системы российского образования в настоящее время, эти процессы позволяют осуществить выполнение в полной объеме принципа преемственности образовательных программ и траекторий, а следовательно, и непрерывности образования. Удается в этом случае ликвидировать разрыв между подготовкой детей в дошкольных учреждениях и требованиями школы, между подготовкой выпускников школ и требованиями, к ним предъявляемыми при поступлении в высшие учебные учреждения.
Рассмотрим системы непрерывного образования в разных странах и проанализируем, какие принципы их функционирования нашли отражение в создании нашей региональной системы дополнительного непрерывного образования, где системообразующим элементом является университет.
Первая страна – Соединенные Штаты Америки (США). Структура непрерывного образования в США выглядит следующим образом: начальная школа (с 5-6 лет), средняя, старшая средняя школа (с 14 до 17 лет), затем учреждения высшего образования. Не случайно данную систему образованию нужно рассматривать первой, так как разрыв между подготовкой в школе и требованиями колледжей и вузов сильно отличается. В нашей стране после введения единого государственного экзамена тоже можно увидеть резкое снижение уровня знаний учащихся, однако нужно отметить, что в последние несколько лет произошли существенные изменения, связанные с введением письменных частей и сочинения в тестовые задания, что, несомненно, положительно скажется на динамике успеваемости. Разница между школьной подготовкой и требованиями вуза существует и в нашей стране.
В Российской Федерации образовательные учреждения контролируются государством, в США отсутствует жесткий контроль со стороны государства: каждый штат вправе самостоятельно определять свою образовательную политику и разрабатывать свои образовательные программы. Это приводит к тому, что региональные интересы в подготовке тех или иных профессиональных кадров, необходимых для региона, превалируют, и школьники, покидая школу, в итоге имеют разные компетенции в зависимости от региона проживания .
Старшая средняя школа, осуществляет подготовку в течение 2-х лет (9-12 классы). Ученик получает как академическую, так и профессиональную подготовку (выбирая соответствующий профиль). Академическая подготовка позволяет школьнику сдать соответствующий тест на определение коэффициента интеллекта. При его благоприятном результате ему предстоит выбор колледжа или вуза для продолжения обучения, он также свободен в выборе предметов, которые считает необходимым изучать, чтобы сдать итоговый тест для профессиональный профиль. Профессиональный профиль предполагает подготовку к конкретной профессиональной деятельности, и, следовательно, академические знания, столь необходимые для поступления в колледж или вуз, не столь важны для школьника. Если всё у школьника хорошо, результаты экзаменов хорошие, то ему при поступлении в вуз назначается стипендия. Если результаты не очень хорошие, то он будет обучаться, выполняя оговоренные условия: посещать дополнительные занятия по предмету, который при тестировании был не очень хорошо сдан, получил наименьший балл. Подобное имеет место и в российских вузах, реализуясь через курсы поддержки в системе дополнительного непрерывного образования. Вместе с тем, комиссия по совершенствованию образования США рекомендовала выпускникам средних школ изучение современных достижений пяти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы это английский язык (4 года); математика (3 года); естественные науки (3 года); социальные науки (3 года); компьютерная грамотность (0,5 года). Данный минимум необходим для получения документа, похожего на российский аттестат.