Фрагмент для ознакомления
2
Самостоятельная работа по теме 1.2
Задание 4. Познакомьтесь с конспектом урока по теме «Что у земли внутри?»
1. Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Приветствие. Организация учебного места. Настроить учащихся на насыщенный урок.
Повторение изученного на прошлом уроке.
Цель: проверить усвоение материала прошлого урока.
Один ученик выполняет задание у доски - разделите гипотезы о возникновении Земли на 2 группы (слайд 1). Объясните.
Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока:
• Что такое гипотеза?
• Как люди в древности объясняли происхождение Земли?
• Каковы современные представления о возникновении Земли?
• Зачем людям необходимо знать происхождение Земли?
• Чьи гипотезы изображены на слайде? (слайд 2)
Определение темы урока. Вызов информации.
Цель: пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемому материалу.
Учитель показывает макет Земли – глобус и спрашивает у учащихся: «Хотели бы вы оказаться на противоположной стороне Земли, где сейчас тепло и красиво – на Новой Зеландии? Какие варианты возможны для такого путешествия? Какой путь самый короткий?» Один из вариантов ответов – прокопать туннель сквозь Землю – этот путь наиболее короткий (слайд 3).
Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть внутрь Земли и узнать, что там? Что вы знаете о строении нашей планеты?
Идёт индивидуальная работа учащихся: в рабочих тетрадях они записывают словосочетания по данной теме, знакомые им из курса окружающего мира начальной школы. Можно составить тексты из ключевых слов. Некоторые учащиеся могут представить свой текст аудитории. Эти тексты будут разными, не всегда похожими друг на друга. Именно это обстоятельство внесёт некоторую интригу перед объяснением нового материала.
Учитель спрашивает, догадались ли учащиеся, о чём пойдёт речь на уроке и что они хотели бы узнать. Затем объявляет тему урока (слайд 4).
Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли. Ознакомиться со следующими частями и их характеристиками: ядро, мантия, земная кора.
Эпиграф (слайд 5):
Земля – наша милая,
Добрая мать!
Ведь всё, что мы любим,
Всё связано с нею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты.
Учитель просит одного из учеников прочитать это стихотворение Я.Абидова о Земле, в котором автор такими красивыми словами описывает нашу планету.
На этом уроке я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие вглубь Земли. Представим, что мы движемся с поверхности, проходя толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде вместе с героями книги Жюль Верна «Путешествие к центру Земли».
Как видно из рисунка, Земля имеет следующее строение (слайд 6). В центре Земли расположено ядро. Затем следует мантия и земная поверхность.
Как настоящие путешественники свои наблюдения необходимо занести в таблицу. Таблица начерчена на доске (слайд 7). По мере изучения материала учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.
Начнем наше путешествие с самого верхнего слоя Земли, который называется ЗЕМНАЯ КОРА. Изучение материала происходит самостоятельно с помощью учебника. Учащиеся читают на стр. 60 4-ый и 5-ый абзац. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей (слайд 8). Толщина земной коры не везде одинакова: от 5 км до 75 км. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из её недр добывают различные полезные ископаемые (слайд 9), она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, который он научился использовать в хозяйстве. Земная кора имеет еще и определенный состав. На следующем уроке мы выясним, из чего состоит земная кора.
Проходит немного времени, и мы вступаем в новый, самый толстый слой Земли (учёные говорят «самый мощный») – МАНТИЮ (слайд 10). Учитель даёт время на самостоятельное чтение 3-его абзаца на стр. 60. Никто никогда не видел ее. Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Измерим температуру за бортом нашего снаряда +2000° С! Мантия разделяется на 3 слоя: верхний и нижний слои из-за большого давления находятся в твёрдом состоянии, а средний слой несколько размягчён. Из–за высоких температур этот слой может перемещаться, но очень медленно. Мантия простирается от ядра до Земной коры на 2900 км.
Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Учитель ставит перед учащимися вопрос: «Как же удалось людям составить представление о мантии Земли?»
Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество (слайд 11 - застывающее мантийное вещество после излияния из жерла вулкана Килауэа, Гавайи, сентябрь 2002 года).
Наконец, мы добрались до самого центра Земли. Третий слой -ЯДРО (слайд 12). Ученики читают самостоятельно 2-ой абзац на стр. 60. Ядро Земли - пока загадка для науки. Ядро делится на два слоя: внутреннее ядро твёрдое, внешнее – жидкое. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе - примерно 3500 км и температуре - около 6000 °С. Состоит оно из железа и никеля.
Затем учитель даёт задание найти в тексте учебника на стр. 60, как называется одним словом и равнины, и реки, и горы… Конечно, это – рельеф. Определение учащиеся записывают в тетрадь.
Рефлексия.
Цель: обобщить изученный материал и проверить уровень его усвоения.
1) Учащиеся возвращаются к словосочетаниям и текстам, составленным в начале урока, и проверяют, верны ли они были.
2) Учащиеся озвучивают заполненную таблицу по одному: «ядро», «мантия», «земная кора».
4) Чтобы разнообразить урок и закрепить полученные на этом этапе знания, было бы желательно использовать тренажёр «Соберите в правильном порядке все оболочки Земли» (слайд 13).
5) Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Правильно ли такое сравнение? Что хотят показать этим сравнением?
6) Самостоятельная работа - тест для самопроверки (учащиеся выполняют на листочках):
Вопрос : Соотнесите внутреннюю оболочку с её свойствами:
1. Земная кора а/ ближе всего к центру Земли;
2. Мантия б/ толщина от 5 до 75 км;
3. Ядро в/ в переводе с латыни “покрывало”;
г/ температура вещества от +4000 °С до +6000 °С;
д/ верхняя оболочка Земли;
е/ занимает 83 % от объёма Земли;
ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное;
з/ из неё добывают горные породы;
и/ основной элемент состава – железо и никель.
После выполнения учащиеся меняются работами и проверяют их по ключу (слайд 14). Ключ проверки: 1. б, д, з; 2. в, е, ж; 3. а, г, и. Критерии оценки: «5» - 9 – 8 правильных ответов; «4» - 7 – 5 правильных ответов; «3» - 4 – 3 правильных ответа.
7) Парная деятельность учащихся. Выполняют на раздаточном материале.
Учёных всегда интересовало строение нашей планеты. Многие писатели-фантасты описывали в своих произведениях состав и строение Земли. Алексей Николаевич Толстой в романе "Гиперболид инженера Гарина" повествует об инженере, который изобрёл гиперболоид (предок современного лазера) и попытался пробурить земную кору до мантии. Инженер Гарин ожидал, что на определённой глубине (уже в мантии) существует слой расплавленного золота, которое можно извлекать в любых количествах.
Перед Вами отрывок из этого произведения с описанием внутреннего строения Земли.
«Земной шар представляет следующую картину.
Верхний его покров состоит из застывших гранитов и диоритов толщиной от 5 до 25 км. Эта корка содержит уголь и нефть. Кора лежит на второй оболочке земного шара — из расплавленных металлов,— на Оливиновом поясе.
Толщина этой второй расплавленной оболочки достигает в настоящее время свыше 100 км. В расплавленном Оливиновом поясе нужно различать три слоя, состоящие из таких металлов: железо, никель, золото, платина, свинец, ртуть.
Эти три слоя Оливинового пояса покоятся, как на подушке, на слое сгущенного до жидкого состояния газа гелия. И, наконец, под оболочкой жидкого газа находится земное ядро. Оно твердое, металлическое, температура его около минус 273 градуса.»
А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина. 1937 год
Задание: прочитайте текст и сделайте вывод, какие утверждения учёного Манцева относительно строения Земли верны, а какие предположения ошибочны. Ответ необходимо оформить в виде таблицы.
Фамилия, имя____________________________________________
Практическое задание по теме «Строение Земли»
Верные предположения о строении Земли
Неверные предположения о строении Земли
8) Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать стр. 60 в учебнике, ответить на вопросы 1-4 рубрики «Проверьте свои знания» на стр. 63 (слайд 15).
Дополнительное задание: сделать макет строения Земли; сочинить стихотворение о строении Земли.
Сформулируйте дидактическую цель, образовательные, воспитательные и развивающие задачи данного урока. Какие предметные результаты будут сформированы у учащихся на этом уроке?
Образовательные:
- пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемому материалу.
- Сформировать представление о внутреннем строении Земли. Ознакомиться со следующими частями и их характеристиками: ядро, мантия, земная кора.
Развивающие:
-Развивать логическое и пространственное мышление; способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи; способствовать осознанию учебного материала; создать условия для развития речи учащихся.
- развивать навыки работы с дополнительными источниками информации;
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к изучению темы. Воспитывать умение прислушиваться к мнению одноклассников.
Результаты:
-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности земли , части земли) на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (ядро, мантия, земная кора - часть земли);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
-выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка
своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Задание 5. Прочитайте текст и сделайте вывод, какие утверждения учёного Манцева относительно строения Земли верны, а какие предположения ошибочны.
Учёных всегда интересовало строение нашей планеты. Многие писатели-фантасты описывали в своих произведениях состав и строение Земли. Алексей Николаевич Толстой в романе "Гиперболоид инженера Гарина" повествует об инженере, который изобрёл гиперболоид (предок современного лазера) и попытался пробурить земную кору до мантии. Инженер Гарин ожидал, что на определённой глубине (уже в мантии) существует слой расплавленного золота, которое можно извлекать в любых количествах. Такое предположение выдвинул давний знакомый Гарина геолог Манцев, исследовавший вулканы Камчатки. Перед Вами отрывок из дневника Манцева с описанием внутреннего строения Земли,
"В настоящее время, то есть когда закончился четвертый ледниковый период и с чрезвычайной быстротой начала развиваться одна из пород животных, лишенных волосяного покрова, способных передвигаться на задних конечностях и снабженных удачным устройством ротовой полости для произношения разнообразных звуков,— земной шар представляет следующую картину.
Верхний его покров состоит из застывших гранитов и диоритов толщиной от пяти до двадцати пяти километров. Эта корка снаружи покрыта морскими отложениями и слоями погибшей растительности (уголь) и погибших животных (нефть). Кора лежит на второй оболочке земного шара — из расплавленных металлов-— на Оливиновом поясе. Расплавленный Оливиновый пояс местами, как, например, в некоторых районах Тихого океана, подходит близко к поверхности земли, до глубины пяти километров.
Толщина этой второй расплавленной оболочки достигает в настоящее время свыше ста километров и увеличивается на километр в каждые сто тысяч лет.
В расплавленном Оливиновом поясе нужно различать три слоя: ближайший к земной коре — это шлаки, лава, выбрасываемая вулканами; средний слой — оливин, железо, никель, то есть то, из чего состоят метеориты, падающие в виде звезд на землю в осенние ночи, и, наконец, третий, нижний слой — золото, платина, цирконий, свинец, ртуть.
Эти три слоя Оливинового пояса покоятся, как на подушке, на слое сгущенного до жидкого состояния газа гелия, получающегося как продукт атомного распада.
И, наконец, под оболочкой жидкого газа находится земное ядро. Оно твердое, металлическое, температура его около двухсот семидесяти трех градусов ниже нуля, то есть температуры мирового пространства. ... Вот что прочел Гарин в дневнике Манцева."
А.Н. Толстой
«Гиперболоид инженера Гарина».
1937 год
О каком слое Земли пишет Манцев? Как называется это слой сейчас, и из каких веществ он состоит