Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1. Формирование миссии компании
1.1. Миссия предприятия. Основные факторы, которые влияют на процесс определения миссии предприятия.
Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и «философии существования», что, в свою очередь, дает широкий набор направлений в собственно целеполагании. Для отечественных предприятий такая характеристика является прин-ципиально новой, для фирм же промышленно развитых стран данный раздел стратегического плана является обязательным и разрабатывается очень детально.
Миссия предприятия представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее эко¬номическую, социальную и управленческую «философию», экономи¬ческие критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и рас¬становку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж». Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно и оформ¬лена в виде конкретного документа. Это может быть и просто броский девиз. Например, девизом фирмы «Сони», известного производителя товаров в области электроники, является: «Сони» — первопроходец, всегда устремленный в неизвестное. «Сони» никогда не пойдет по старым следам, даже если их еще предстоит проложить. Путем тако¬го развития «Сони» стремится помочь человечеству. Чаще всего мис¬сия предприятия проявляется неявно, через некие стандарты поведе¬ния, принятые в данной организации.
Ясно изложенная и вычлененная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений.
Как правило, миссия предприятия имеет в своем составе ряд эле¬ментов. Примерная ее структура представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура миссии
Первый элемент миссии предприятия — базовые направления — включает в себя:
базовые направления по системе продукт/услуга (ось «хочу»);
базовые направления по системе покупатели/рынок (ось «надо»);
базовые направления технологических усилий (ось «могу»).
Указанные направления могут или взаимодополнять, или взаимоисключать друг друга. Очевидно, что первый случай является опти¬мальным, хотя в практической деятельности предприятия это случа¬ется редко. Второй вариант (взаимоисключение) также маловероятен, поскольку предполагает неустойчивое положение предприятия на рынке, вытеснение его конкурентами, и в качестве элемента миссии первичного хозяйственного звена принят быть не может. Чаще всего выбирается компромиссный вариант, когда соотношение базовых на¬правлений рассматривается как система из одного ведущего (приоритет¬ного) критерия и двух локальных (выступающих в виде ограничений).
Второй элемент миссии предприятия — рост и прибыльность — является исключительно важным для предприятия. Экономический рост достаточно важен для любого предприятия, поскольку он может обеспечить сохранение позиций предприятия на рынке. Кроме того, для того чтобы поддерживать свою относительную конкурентоспособ¬ность, предприятие должно развиваться, по крайней мере такими же темпами, как национальная экономика в целом.
Прибыльность как составляющая миссии предприятия чаще всего рассматривается как обеспечение его устойчивого развития. Причем важными являются не количественные характеристики массы полу¬ченной прибыли, а обеспечение баланса между дивидендами и «затра¬тами будущих периодов», который может обеспечить как сохранность позиций на рынке, так и его дальнейшее развитие.
Третий элемент миссии предприятия — уровень и структура пред-принимательства. Во многом они определяются владельцами предпри¬ятия и его высшим руководством.
Под уровнем предпринимательства понимается то или иное состоя¬ние экономической и производственной деятельности, которое счита¬ется приоритетным для предприятия на рассматриваемый промежуток времени.
В соответствии с циклом развития предприятия в любой момент времени оно находится в одном из трех состояний:
• в стадии роста;
• в состоянии стабилизации;
• в необходимости выживания (защита своих интересов перед внешней окружающей средой).
Очевидно, что наиболее привлекательным для руководства пред¬приятия является позиция для роста, однако цикличность развития национальной экономики, отрасли и предприятия (особенно их «на¬ложение» друг на друга) может привести к замедлению роста или даже снижению объема продаж и прибыли, что может в корне изменить «де¬ловую философию» предприятия и, таким образом, повлиять на выра¬ботку миссии предприятия.
1.2. Основные элементы миссии компании Johnson & Johnson
Мы отвечаем перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и всеми другими людьми, использующими нашу продукцию и услуги. Мы должны постоянно стремиться снижать затраты для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны быть выполнены немедленно и точно. Наши поставщики и потребители должны иметь возможность получить достаточную прибыль.
Мы отвечаем перед своими работниками, мужчинами и женщинами, работающими с нами по всему миру. Каждый должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их достоинство безопасности и уверенности в своей работе. Компенсация должна быть достаточная и адекватная, а ра-бочее место — чистым и безопасным.
Работники должны чувствовать себя свободными при высказывании замечаний и предложений. Они долж¬ны иметь возможность для применения и повышения своей квалифи¬кации. Мы должны обеспечивать компетентное управление, а наши действия должны быть справедливыми и разумными.
Мы отвечаем перед обществом, в котором живем, и перед миром в целом. Мы должны быть хорошими гражданами — поддерживать хорошую работу и платить налоги. Мы должны помогать улучшению системы образования и здравоохранения. Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов. Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль.
Мы должны экспериментировать с новыми идеями. Исследования должны выполняться, научные программы — развиваться, ошибки — исправляться. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовыватъ новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут иметь хорошие дивиденды.
Проведем анализ миссии по ответам на вопросы.
Зачем существует компания – для хороших дивидендов акционерам.
Что входит в ее цели и направления деятельности – разработка, эксперименты, научные программы.
Для кого они предназначены - врачам, медсестрам, пациентам, матерям и всеми другими людьми, использующими продукцию и услуги.
На каком уровне работает компания – на международном.
Как она должна достигать поставленные перед собой цели - Мы должны экспериментировать с новыми идеями. Исследования должны выполняться, научные программы — развиваться, ошибки — исправляться. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовыватъ новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут иметь хорошие дивиденды.
1.3. Рекомендации по улучшению миссии компании.
В целом, миссия компании полностью удовлетворяет декларации, что-то вносить считаю излишним.