Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что память – это одна из самых важных функций в жизни человека. Память – это способность сохранять и воспроизводить в нужный момент воспоминания или абстрактную информацию. Память играет решающую роль в обучении и в рабочих навыках, а в детском возрасте участвует в формировании личности.
Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых.
Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации.
В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.
Цель исследования – проанализировать общую характеристику и виды нарушений памяти.
1. Память как психический процесс и ее виды
Память – это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим каждого человека. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на естественный «жесткий диск» человека растет с каждым днем [8, с. 57].
Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины [3, с. 95].
Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.
Память тесно связана с языком. Способность запоминать у людей не врожденная. Она развивается, когда человек учится описывать мир. У людей практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребенок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти [6, с. 30].
В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить.
Существует некая теория о том, что 15-25 лет – это последний период формирования личности. В это время люди переключают внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле.
Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть, в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.
Память человека можно условно разделить на несколько видов [4, с. 100].
I. В соответствии с предметом запоминания:
1. Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Все, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остается в памяти в этом виде.
2. Вербальная память – это все, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.
3. Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.
4. Двигательная (моторная) память. Все, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, все то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.
II. В соответствии со способом запоминания:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. Под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломоца. - М.: Прогресс, 1980. – 326 с.
2. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М.: Наука, 1973. – 254 с.
3. Головина И.М. Психические процессы. – Тверь: Сокол, 2014. – 462 с.
4. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1998. – 188 с.
5. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1975. – 322 с.
6. Салецкая В.А., Крутикова П.П., Щербакова П.А. Принципы классификации мнестических нарушений в современной патопсихологической практике // Вестник Самарского государственного университета. Вып. 3. Медицина и психология. – Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2015. – С. 30–42
7. Тарабанова О.В. Классификации нарушений памяти в научной литературе. – Воронеж: Свет, 2016. – 158 с.
8. Устинова А.П. Патопсихология памяти. – Омск: Светофор, 2017. – 168 с.
9. Ярошенко И.М., Клавдина О.А. Нарушения памяти и их классификация. – Вологда: Фактор, 2017. – 232 с.