Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно, увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому в системе развития предприятия в условиях значительных экономических ограничений повышение финансового результата непосредственно связано со снижением затрат. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.
Теоретический вопрос
Рассмотрим статистику по бюджету РФ с 2016 по 2017 годы.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации все расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные расходы (ст. 66). При этом капитальные расходы бюджетов включают в себя несколько групп (ст. 67):
1) статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,
2) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам,
3) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, [15]
4) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
5) другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "капитальные расходы бюджетов" шире понятия "бюджетные инвестиции", определение которых было дано в соответствующем законе РСФСР от 1991 г., но не вошло в Бюджетный кодекс. Наряду с капиталовложениями в объекты, находящиеся полностью или частично в федеральной, региональной или муниципальной собственности или переходящие в нее в результате инвестиций, капитальные расходы бюджетов включают дотации и иные ассигнования на инвестиционные нужды. В нашем исследовании также целесообразно рассматривать все бюджетные расходы на инвестиции вне зависимости от того, кто и в какой форме является их получателем. Тем более федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (№39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. в последующих редакциях) под инвестициями понимает всякое вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности как в целях получения прибыли, так и для достижения любого другого полезного эффекта (например, социального) (ст. 1).
Капитальные расходы могут осуществляться и из бюджетов всех уровней, причем как из одного бюджета, так и путем совместного финансирования. При этом четкого законодательного разграничения полномочий в инвестиционной сфере между бюджетами разного уровня в Российской Федерации нет. Основными правовыми документами, регулирующими данный вопрос являются: [11]
1) Конституция Российской Федерации (ст. 71-73, в которых, однако, лишь в самых общих чертах определяются предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов, а о муниципальном уровне вообще не говорится),
2) федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (№184-ФЗ от 6 октября 1999 г. в последующих редакциях – главным образом очень обширная ст. 26, введенная законом №95-ФЗ от 4 июля 2003 г.),
3) уже упоминавшийся Бюджетный кодекс Российской Федерации,
4) названный выше федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (прежде всего ст. 10-14, а также ст. 19, посвященная инвестиционной деятельности с участием органов местного самоуправления).
Определенные нормы содержатся в региональном законодательстве, однако значительная часть вопросов разграничения полномочий все равно остается не установленной, поэтому в каждой конкретной ситуации проблема решается посредством постановлений и иных нормативных актов Правительства России и других органов исполнительной власти.
Определенные российским законодательством принципы разграничения полномочий в инвестиционной сфере между бюджетами разного уровня можно обобщить следующим образом.
1. Из федерального, региональных и местных бюджетов могут осуществляться расходы на инвестирование в объекты, относящиеся к предмету ведения соответствующего уровня. Разграничение полномочий в сферах совместного ведения должно осуществляться на основе действующего законодательства во взаимодействии разных уровней власти.
2. Распределение капитальных расходов должно быть четко прописано в бюджете соответствующего уровня, хотя отбор конкретных инвестиционных объектов отдается на откуп органам исполнительной власти соответствующего уровня. Это характерно как для федерального уровня, так и регионального – в качестве примера можно привести законы Чувашской Республики (ст. 14 закона "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" №15 от 15.06.1998 с последующими изменениями и ст. 23 закона "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" №36 от 23.07.2001 с последующими изменениями).
3. Практически все (за исключением профинансированных из резервных фондов при устранении чрезвычайных ситуаций) объекты, где предполагаются инвестиции за счет бюджетных средств, требуется включать в целевые программы федерального или регионального уровня (местные целевые программы не предусмотрены) либо принимать по ним решения органов исполнительной власти соответствующего уровня – федерального, регионального, местного (Бюджетный кодекс, ст. 79).
4. Для объектов инвестирования из федерального бюджета (как в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), так и непрограммных) параллельно происходит включение в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), а для объектов инвестирования из региональных бюджетов – в региональные инвестиционные программы (закон №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности…", ст. 13). Однако в некоторых регионах таких программ нет (например, в Нижегородской области) и они заменяются перечнем объектов капитального строительства и реконструкции.
Если рассматривать предметы ведения Российской Федерации (Конституция, ст. 71), то можно сделать вывод, что только из федерального бюджета могут осуществляться инвестиции в следующие объекты:
материальные объекты, непосредственно связанные с деятельностью федеральных органов государственной власти,
объекты, обеспечивающие оборону и безопасность в Российской Федерации, а также охрану государственной границы,
объекты судебной системы и прокуратуры,
объекты метеорологической, геодезической и картографической служб,
федеральные энергетические системы,
объекты ядерной энергетики и промышленности расщепляющихся материалов,
федеральные транспорт и пути сообщения,
федеральные средства информации и связи,
объекты по обслуживанию деятельности в космосе,
объекты по производству и торговле оружием, боеприпасами, военной техникой и другим военным имуществом,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина М.С., Грачева А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2001.
2. Афанасьев А. Управление затратами: опыт практиков //Финансовый директор, 2006, №4.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2004.
4. Бобылёва А.З. Финансовые управленческие технологии. Учебник – М.: Инфра-М, 2007.
5. Воронова Е.Ю. Влияние прямых и косвенных затрат на формирование себестоимости // Финансовый бизнес, 2002, №4.
6. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2007.
7. Грудкин А. Система оперативного управления затратами на предприятии // Проблемы теории и практики управления, 2006, №2.
8. Гусева И.Б. Предпосылки интегрированного управления затратами предприятия // Менеджмент В России и за рубежом, 2005, №3.
9. Гусева И.Б. Управление целевыми затратами // Финансы и кредит, 2005, №34.
10. Дойл Дэвид. Управление затратами: Стратегическое руководство. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
11. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. Учебное пособие / Под ред. И.Я.Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2007.
12. Дорман В.Н., Близнюк Т.С. Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования // Финансовый менеджмент, 2003, №5.
13. Ефимова С.Б. Управление финансами в малом и среднем бизнесе: практическое руководство. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
14. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. – М.: Инфра-М, 2007.
15. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2007.
16. Карпова Т.П. Управленческий учёт. – М.: ЮНИТИ, 2004.
17. Керимов В.Э. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. – М.: Дашков и К, 2005.
18. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2006.
19. Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2006.
20. Куранова А.В. Управление затратами. – М.: А-Приор, 2007.
21. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). Учебник. – М.: Инфра-М, 2007.
22. Лапыгин Ю.Н., Прохорова Н.Г. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат: практическое руководство. – М.: Эксмо, 2007.
23. Либерман И.А. Управление затратами. – М.: Март, 2006.
24. Молвинский А., Кобенко А. Как разработать систему управления затратами // Финансовый директор, 2003, №11.
25. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учёт. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры. – М.: ФБК-Пресс, 1996.
26. Никитина С. Система управления затратами и её роль в финансовом менеджменте // Проблемы теории и практики управления, 2006, №11.
27. Новиков В.Г. Анализ соотношения «затраты-объём-прибыль» // менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2007.
29. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: БИНОМ, 2005.
30. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
31. Славников Д.В. Target costing как метод целевого стратегического управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом, 2005, №6.
32. Терни Питер. Разумный учёт: как получить истинную картину затрат с помощью системы abc. – М.: ИД «Секрет фирмы», 2006.
33. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. - М.: Инфра-М, 2004.
34. Управление затратами на предприятии / Под общ. ред. Г.А. Краюхина – СПб.: Бизнес-пресса, 2003.
35. Управление финансами. (Финансы предприятий). Учебник. / Под ред. А.А. Володина – М.: Инфра-М, 2006.
36. Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). Учебно-практическое пособие. / Под ред. Ю.А.Бабаева - М.: Вузовский учебник, 2007.
37. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
38. Хамидуллина Г.Р. анализ и контроль издержек обращения в системе управления затратами // Аудит и финансовый анализ, 2004, №1.
39. Хотинская Г.И. Концептуальные основы управления затратами // менеджмент в России и за рубежом, 2002, №4.
40. Юрченко Т. Управление текущими затратами в промышленной организации // Маркетинг, 2006, №4.