Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос № 1. Значение и оценка догматических трудов Лосского
На протяжении многих лет работы В.Н. Лосского, который был известен как богослов Парижской школы и основоположник такого направления православного богословия как неопатристический синтез, выступали в качестве уникальной трактовки православного богословия для западного христианства. В своих богословских трудах В.Н. Лосский «доказал западным христианам, что Православие не является исторической формой восточного христианства, а выступает в качестве непреходящей евангельской истины [4].
Несмотря на тот факт, что изначально богословские труды В.Н. Лосского были предназначены для западных стран, в современном мире они превратились в очень важное явление для богословской культуры восточных славян.
В.Н. Лосский утверждал, что особенности восточно-христианского мистического богословия собраны в термине «обожение». Православная мистика может трактоваться как «мистика обожения». Согласно идеям рассматриваемого ученого, человек, соединяясь с Богом, не растворяется полностью в Абсолюте, а сохраняет себя в измененной форме, превращается в «бога по благодати».
Как показывают исследования, Лосским полностью поддерживается теория Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, которая гласит о том, что Бог одинаково присутствует в своей Сущности и вне Ее, то есть в отдельных своих энергиях. Как раз в этих нетварных энергиях, по мнению Паламы и Лосского, Бог может быть воспринят, а соединение с этими нетварными энергиями как раз и называется обожением.
При этом, по мнению В.Н. Лосского, Бог не сводится к своим Сущности и энергиям: он остается свободным по отношению к ним, и потому имеет собственную «личность» [1].
В онтологических исследованиях В.Н. Лосского становится понятно, что термины из разряда «чистой природы» означают «метафизические фикции», ибо фиксируют незавершенное состояние бытия. Любой предмет имеет «логос», который выступает в виде «модуса причастия Божественным энергиям». При этом, по мнению рассматриваемого ученого, Божественное целеполагание мира выступает в форме глобального космического процесса его обожения: «мир должен стать вместилищем нетварной благодати».
В общем контексте концепции Лосского зло мыслится принципиально не онтологически – как личностная позиция «бунта против Бога» и стремления к иллюзорным целям, а грехопадение – как катастрофическая мутация человека и космоса. Смертность «отрезвляет человека»: смерть есть «помеха беспечному пребыванию в противоприродном положении» [1].
Согласно учению В.Н. Лосского, в особой трактовке христологии также может быть усмотрена специфика православной традиции: если религии Востока ориентированы на презумпцию иллюзорности мирового бытия, а гуманистическая культура Запада рефлексивно замыкает «человеческое» на самом себе, то православная христология сохраняет ценность «человеческого», обогащая его «нетварным». Образ Божий в человеке есть «личность как свобода.
Исходя из проведенного исследования, можно сказать, что В.Н. Лосский выступает в католических странах как один из самых авторитетных представителей православного богословия (наряду с протопресвитером Иоанном Мейендорфом и протоиереем Георгием Флоровским).
«Тайна Лосского» состояла в том, «чтобы быть среди людей настоящим проводником христианского духа». Объективно творчество Лосского в контексте западной культурной традиции может быть рассмотрено как феномен продуктивного диалога в контексте «Восток–Запад» [5].
Вопрос № 2. Анализ утверждения «Когда открыты все пути, кто-нибудь обязательно пойдет по кривой дорожке»
Данное утверждение является верным, чему существует целый ряд практических примеров. Кроме того, это понятие можно трактовать неоднозначно и выделить два основных его значения.
Первое значение данного утверждения связано с ситуациями, когда у человека есть все, он имеет большие возможности, ему становится скучно, и он начинает искать новые пути для того, чтобы себя развлечь.
Ярким примером этого утверждения являются случаи из повседневной жизни, когда дети богатых родителей («золотая молодежь») начинают от большого количества денег, свободного времени и отсутствия важного дела в жизни начинают употреблять наркотики, совершают различные преступления, вставая тем самым на так называемую «кривую дорожку».
Второе значение данного утверждения определяется так: в благополучном обществе обязательно найдется человек, который попытается все испортить. Когда все люди принимают что-то как данность, находятся некоторые индивиды, которые готовы благость и стабильность отвергать.
Примером этого является вера в Бога. Большинство людей на планете верят в Бога в соответствии со своим происхождением, национальностью и культурными особенностями. Но фактически в каждом обществе (в меньшей степени среди мусульман) есть атеисты и агностики, которые и сами не верят в Бога, и других отговаривают от веры.