Фрагмент для ознакомления
2
Прп. Максим Исповедник вошел в историю как целомудренный аскет. Он дал нам важные наставления о том, как бороться с грехом, как достигать духовного совершенства. В «Тайноводстве» им описана актуализация таинства посредством использований понятий первообраза (типос), образа (икон) и символ (символон) . Это возможно за счет символа, благодаря которому осуществляется соединение первообраза с образом, его присутствие в нем.
Только чистота жизни свидетельствует о чистоте веры. Более того, только через чистоту жизни впервые достигается чистота веры, а нечистая жизнь обычно порождает неправильные учения. Ибо вера реализуется и исполняется только в любви, без любви правильная вера просто невозможна - ни вера, ни созерцание, ни знание тайн. А без любви рациональная теология оказывается безнадежным лабиринтом.
Предпосылкой духовной жизни является сама возможность спасения во Христе. Здесь мы говорим о том, что духовная жизнь берет свое существование только с того момента, когда в утробе Приснодевы Марии Святым Духом произошло формирование "благословенной плоти" Прародителя обновленной человеческой природы. А до этого, как таковой, полноценной духовной жизни существовать не могло. Само явление Христа уже создает предпосылки для начала духовной жизни.
Итак, свобода воли считается высшей человеческой способностью. По своей собственной воле Адам совершил первый грех, по своей собственной воле род человеческий должен искупить его – через веру и любовь к Богу, истинную духовную жизнь. Именно в свободной воле коренится богоподобие человека, именно благодаря свободной воле человек может спастись и начать духовную жизнь, благодаря свободной воле человек должен совершенствоваться в своей духовной жизни, чтобы приблизиться к Богу.
Свобода воли в отношении поступка является фундаментальным условием совершения поступка, но не его причиной, началом или причиной его совершения.
Наличие у человека надлежащей нравственной свободы (свободы воли) не может быть причиной греха, поскольку эта свобода дана нам изначально, являясь неотъемлемым свойством нашей природы. Кроме того, как отмечают некоторые богословы, если свобода считается причиной греха, то Бога, как виновника свободы, нужно будет считать первопричиной греха.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие - М.: Мартис, 2019 – 189 с.
2.Леон-Дюфур К. Словарь библейского богословия – Брюссель: Жизнь с Богом, 2017. – 681 с.
3. Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 2018 – 279 с.
4.Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/ (дата обращения 25.04.22)
5.Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html (дата обращения 25.04.22)