Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть [10].
Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.
Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.
К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.
Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.
1.Личность как объект и субъект общественной жизни
Современное научное развитие психологии сопровождается многочисленными научными работами, основа которых состоит в понятии «личность». Содержание данного термина в научных работах неодинаково, что порождает проблему неоднозначности данного определения.
Для однозначного понимания данного термина необходимо выявить базисную характеристику данного понятия на основе анализа концепций личности наиболее выдающихся психологов.
Концепция личности отечественного психолога А. Н. Леонтьева базируется на утверждении о том, что личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Ключевым элементом в теории личности А. Н. Леонтьева является структура деятельности в контексте общественных отношений, представленная в иерархии смыслообразующих мотивов.
Основной детерминантой формирования деятельности является возникновение потребности, которая, в свою очередь, формирует мотивы как объекты, потенциально способные удовлетворить потребность человека. Комплекс мотивов как опредмеченных потребностей в контексте условий окружающей среды и конкретной потребности человека формируют личностный уникальный смысл конкретной деятельности, направленный на образ желаемого результата [9].
Таким образом формируется уникальность человека посредством проявления его системы деятельностей [1].
В данном случае уместно утверждение о том, что одной из первичных детерминант формирования деятельности у человека является выход из гомеостатического в физическом и психологическом понимании состояния, иными словами, из зоны комфорта, поскольку возникновение потребности, то есть неудовлетворенности в чем-либо, по определению выступает в неразрывной взаимосвязи с дискомфортом [11].
Таким образом, приходим к следующей схеме:
первом звеном в развитии деятельности является неудовлетворенность чемлибо, дискомфорт, порождающий образ желаемого результата;
вторым звеном является ответ человека на вопрос «как в контексте окружающего предметного мира в конкретных условиях достичь желаемого результата?»;
третьим звеном является формирование практического оперирования опредмеченными потребностями, то есть предметами, потенциально способными привести к желаемому результату, то есть, по сути, к гомеостазу.
лишь на возврат к гомеостатическому состоянию. Иными словами, человеческая деятельность развивается по принципу удовольствия, что не является истиной.
В рамках концепции личности А. Н. Леонтьев утверждал следующее: «личность человека «производится» – создается общественными отношениями [1]», ключевым элементом которой являются общественные отношения, которые формируют систему ценностей и систему личностных уникальных смыслов личности.
Является уместным аналогия с концепцией личности З. Фрейда, в рамках которой упоминаются три компонента, единство которых формирует структуру личности: Ид, Эго, Супер-Эго. Согласно данной концепции, детерминантами энергии либидо являются как первичные врожденные потребности человека, возникающие по принципу «Я хочу!», так и требования со стороны общественности, которые должны быть соблюдены [2].
Таким образом, сходство обеих концепций личности заключается в следующем: личностная активность преломляется общественными установками, что формирует систему ценности личности.
Важным аспектом в понимании личности является приобретенная и меняющаяся в ходе изменяющейся системы общественных установок личностная уникальная система ценностей [8].
В данном случае возникает вопрос о такой специфической особенности понимания личности, как «активность» в понимании Л. С. Выготского, направленной на преобразование окружающей действительности.
В контексте вышеизложенного понимания личности уместно упоминание о свободе человека в рамках того, как это понимает австрийский психиатр, психолог и невролог В. Франкл.
Свобода человека определена свободой выбора отношения к любым жизненным обстоятельствам.
По мнению В. Франкла, не обстоятельства формируют личность, а личность формирует свой личностный уникальный смысл, формирующийся на фоне жизненных обстоятельств [3]. Таким образом, В. Франкл выявляет еще одну специфическую особенность в понимании личности – свобода выбора, основа которой заключается во внутренней активности, рождающейся во внутреннем уникальном мире человеческих смыслов и направленной на внешний окружающий мир.
В данном случае уместна аналогия с пониманием активности выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского как одной из
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балкин А.В. Рассуждение о причинах незавершенности поиска дефиниций понятий лицо, личность и индивид /: Философия и/или новое интегративное знание - 5 Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Под редакцией А.В. Азова, С.А. Сосновцевой. 2017. С. 25-29.
2. Васильева С.П. Индивиды и личности подросткового возраста в школьной образовательной среде / Инновации в науке: вопросы теории и практики Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 39-52.
3. Гагарин А.В. О современных направлениях в изучении человека как индивида, личности и субъекта деятельности в работах молодых ученых / Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (Материалы конференции). Ответственные редакторы Е.В. Федосенко, Л.Ф. Уварова. 2018. С. 44-47.
4. Грибенщиков К.В., Царев А.А., Истомина В.И. Избыточный индивидуализм, как характеристика личности, существенно влияющая на становление и развитие индивида / Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 332-335.
5. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие / М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
6. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова – Алтай: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. — 81 с.
7. Павлова И.П. Студент - индивид, развивающаяся личность, субъект деятельности: путь к профессионализму / Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 796. С. 55-64.
8. Петровский А. В. Психология в России: XX век / М.: Изд-во УРАО, 2000. — 312 с.
9. Преображенская К.В. Человек, индивид, индивидуальность, личност / Педагогическая антропология в зеркале философии Корольков А.А., Преображенская К.В., Романенко И.Б. Санкт-Петербург, 2017. С. 88-91.
10. Саенко Ю. В. Общая психология. Часть 3 / Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. 241 с.
11. Скударнова Е.А. Характерные черты личности современного индивида / Научный и интеллектуальный потенциал Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ю.П. Грабоздин (отв. редактор). 2018. С. 52-54.
12. Формирование психологической культуры личности. [Электронный ресурс] – Москва, 2016. – Режим доступа: http://old.prosv.ru/metod/egorova – Дата доступа: 4.12.2016.
13. Цалоева А.Г. Виктимизация индивидов в сфере преступлений против личности (на основе анкетирования) / достижения вузовской науки 2018 сборник статей Международного научно-практического конкурса : в 3 ч.. 2018. С. 214-218.