Фрагмент для ознакомления
2
Билет 15
1. Особенности аудиторской проверки отчетности
малых предприятий
Малый бизнес можно определить как предпринимательскую деятельность, т.е. само-стоятельную, которая осуществляется на собственный страх и риск деятельность, которая направлена на получение прибыли систематического характера от использования в деятель-ности имущества, продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ лицами, которые за-регистрированы как субъекты малого предпринимательства согласно законодательству и удовлетворяют критериям, которые позволяют отнести данного рода лиц к особой категории.
У малого предприятия может не быть в его штате специалистов бухгалтерии и самого главного бухгалтера. В данном случае бухгалтерский учёт и составление отчётности ведут сторонние компании или лица, на которых при всем этом возлагают такие же обязанности и ту же ответственность в сфере бухгалтерского учёта, что и на главного бухгалтера, если он есть в штате.
Большое количество фактов хозяйственной жизни, которые определяют такого рода показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, как: себестоимость выпус-каемой продукции (работ, услуг), суммы доходов и расходов, должны контролироваться ру-ководством и специалистами иного рода служб и подразделений предприятия и даже непо-средственными исполнителями или участниками тех сделок, событий, операций, которые оказывают, или являются способными оказать воздействие на финансовые результаты пред-приятия и (или) движение денежных средств .
Малое предприятие имеет право самостоятельным образом выбирать форму ведения бухгалтерского учёта на основе масштаба и потребностей его управления и производства. При этом является необходимым принять во внимание то, что субъекты малого предприни-мательства, которые не обязаны выполнять аудиторскую проверку достоверности бухгалтер-ской отчётности согласно законодательству РФ, могут принять решение по поводу представ-ления бухгалтерской отчётности в объёме показателей согласно группам статей Бухгалтер-ского баланса и статьям Отчёта о финансовых результатах без приведения дополнительных расшифровок в представленных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтер-ской отчётности Отчёт об изменениях капитала, Отчёт о движении денежных средств, Пояс-нения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах. При всем этом тем ор-ганизациям, которые применяют упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётно-сти, предоставлено право ведения книги учёта доходов и расходов и оформления первичной документации бухгалтерской отчётности по упрощённой форме, в том числе без использо-вания метода двойной записи, плана счетов и соблюдения иного рода требований.
Согласно Федеральному закону от 30.12.08г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятель-ности в РФ» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица с целью выражения мнения о достоверности такой отчётности .
Проверка отчётности представляет собой, в первую очередь, проверку соответствия составленной отчётности предприятия нормативной и законодательной документации. Для малых предприятий характерным является ряд специфического характера особенностей, ко-торые оказывают воздействие на порядок проведения аудита такого рода субъектов.
При этом важным является подчеркнуть, что если аудитор в процессе аудиторской проверки принимает решение по поводу необходимости осуществления процедур аналити-ческого характера, то он должен четким образом установить для себя такого рода критерии: цель применения аналитической процедуры; информация, к которой ее применяют; вид про-цедуры и инструментарий её выполнения; обобщение результатов .
Данного рода особенности бывают, как правило, вызваны такими факторами:
- отсутствием или ограничением разделения полномочий сотрудников, которые от-ветственны за ведение учёта и подготовку отчётности;
- преобладающее воздействие единоначального владельца и (или) руководителя на все стороны деятельности такого предприятия.
Особенности малых экономических субъектов состоят в том, что:
- из-за возможности вести учётные записи нерегулярно и без соблюдения формальных требований отражается неверное положение дел, а это повышает риск искажения бухгалтер-ской отчётности;
- часто руководители ошибочно предполагают, что в ходе аудита, аудиторская орга-низация дополнительно исправит допущенные ошибки, подготовит бухгалтерскую отчёт-ность и восстановит учёт;
- из-за меньшего количества учётных работников невозможно обеспечить надлежащее разделение их полномочий и ответственности;
- возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учёт, одновременно имеют доступ к активам экономического субъекта, которые легко могут быть реализованы, изъяты или сокрыты;
- если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда расходы завышаются, а выручка не фиксируется или занижается;
- при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учёт, невозможны или затруднены регулярные взаимные сверки учётных данных, что повышает риск искажений бухгалтерской отчётности и возникновения ошибок;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 от 30.12.2011 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Астахов В.П. Бухгалтерский учет от «А» до «Я». Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 641с.
4. Бондаренко Т.В., Алиева А.Д. Особенность аудита малых предприятий // инно-вационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Саратов: Институт ис-следований и развития профессиональных компетенций, 2017. – С.65-68.
5. Филобокова Л.Ю. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности малого предприятия: оценка контрольной среды // Учет и контроль. – 2018. - №3. – С.2-12.