Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Томас Джефферсон (1743-1826) - выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения, Третий Президент США, видный деятель Войны за независимость США, а также автор Декларации независимости США, дату которого граждане Соединенных Штатов Америки отмечают по сей день. Его политико-правовые взгляды были близки к политическим учениям Т. Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. В этом он солидарен с идеями Жан-Жака Руссо. Джефферсон испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но несмотря на это он критиковал Конституцию США, принявшую разделение властей как систему «сдержек и противовесов». Критика была вполне оправдана потому, что эта система давала президенту переизбираться неограниченное количество раз (поправка была внесена только в средине ХХ в.), и тем самым, согласно Джефферсону, превратиться в пожизненного монарха.
Основными работами Томаса Джефферсона являются «Декларация независимости США», «Заметки о штате Виргиния», «Общий обзор прав Британской Америки» и т.д.
В большинстве современных учебников по истории политических и правовых учений Томас Джефферсон упоминается как одна из главнейших фигур в американской политической мысли эпохи Просвещения.
1. Обзор основных произведений Т.Джефферсона
Т. Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.
Политический деятель до последнего надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией, не подозревая, что дело дойдет до войны. В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу нашего народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами» .
Опираясь на концепцию естественных прав человека, Джефферсон обосновал не только право народа на революцию, но и другие права и свободы. В частности, он придавал большое значение свободе слова и печати, без которых не мыслил существование демократического государства. Будучи принципиальным противником монархической формы правления, равно как и любой тирании, Джефферсон выступал против религиозного фанатизма и тирании, против навязывания государством своим гражданам тех или иных религиозных взглядов.
Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение к английскому королю, молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Характерно, что обращение к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Существенно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа» .
Хотя виргинская конституция 1776 г. и внесла изменения в унаследованную от колониальных времен избирательную систему, она допустила к участию в выборах лишь свободных землевладельцев. Белые бедняки, не говоря уж о неграх, не получили права голоса. Вследствие этого восточные, прибрежные графства - оплот виргинской аристократии - при незначитальном по численности населения удельном весе обеспечили себе половину мест в верхней палате законодательного собрания штата и почти столько же в нижней. Неравное представительство дополнялось строгими цензами, закрывавшими малоимущим доступ к занятию административных должностей.
Консервативный блок отверг и ряд других предложений Джефферсона, в том числе о запрете на ввоз и торговлю рабами, о разделе государственных земель. Последнее предусматривало, что каждый совершеннолетний
Фрагмент для ознакомления
3
1. Джефферсон, Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния / под ред. А. А. Фурсенко. - Л.: Наука. Лениградское отделение, 1990. - 314с.
2. Савин, К.Ф. Идеи и представления Томаса Джефферсона о демократии / К.Ф. Савин // Международный студенческий научный вестник. - 2013. - 12 с.
3. Сытин А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона / А.Г. Сытин // Полис. Политические исследования. - 2008. - № 1. - С. 153-168.
4. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. - СПб., 1992.