Фрагмент для ознакомления
2
1 Выбор поведения при трудоустройстве
1.1 Профориентационная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении
В настоящее время российское общество предъявляет к системе образования новые требования: школа должна не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить своих выпускников к будущей жизни и профессиональной деятельности в новых экономических условиях.
В связи с огромной конкуренцией на рынке труда вопрос самоопределения молодежи встает очень остро. Выпускники школ или вообще не знают кем стать в будущем, либо не могут сделать окончательный выбор из уже существующих вариантов. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок труда и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: большая часть выпускников вузов, средних специальных заведений, профессиональных училищ оказываются не востребованными предприятиями и организациями, и вынуждены работать не по той специальности, по которой они получили образование. Поэтому правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе.
Решение о выборе будущей профессии принимается еще в школе. И задача школы не только помочь выпускнику сориентироваться в сложном мире профессий, но и приблизить его к получению профессионального образования.
Профориентационная работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности. В процессе профориентационной работы ученики школы приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественный производительный труд.
Цели профориентационной работы в образовательном учреждении: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет соискателю профессии. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь учащемуся правильно решить проблему профессионального выбора, является актуальной задачей педагогического коллектива образовательного учреждения.
Психологи в практике своей профориентационной работы используют несколько методов:
-профориентационное консультирование;
- профориентационная диагностика;
- профориентационное просвещение;
-профориентационные игры.
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.
Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.
Актуальная особенность метода профориентацинных игр: создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Часто педагоги-психологи проводят профориентационное занятие «Как устроиться на работу». Цель занятия: ознакомить учащихся с навыками самопрезентации, правилами составления резюме, поведения при приёме на работу; подвести итоги изучения элективного курса, защитив творческие проекты «Я и моя профессия».
1.2 Краткие рекомендации по выбору поведения на собеседовании
В современных условиях образования и профессионального стажа уже недостаточно, чтобы устроиться на желаемую и престижную работу.
Шансы возрастают при получение престижной работы если внешний вид соответствует требованиям данной должности и компании. Правильно подобранный имидж – это шаг к успеху в получении должности. Поэтому следует учитывать «Правило 15 секунд».
Именно за этот короткий промежуток времени можно заявляете о себе как о претенденте. В следующие 10–15 минут закрепляется общее впечатление. Очень важно на собеседовании, что говорить и как вообще себя вести. Работодатель выясняет на сколько должность подходит претенденту и впишется ли он в общую культуру и климат организации.
Важным аспектом является безупречный уход за собой. Одежда должна быть чистой, выглаженной и хорошо сидеть. Лучше всего взять с собой портфель-дипломат или кожаную папку.
На собеседование нужно иметь при себе: документ удостоверяющий личность, диплом и др. документы об образовании, трудовую книжку (можно копию), ежедневник и ручку, рекомендательные письма, публикации, визитки и т.д.
Во время собеседования портфель ставится около стола, а не на его, так как этот жест будет воспринят агрессивно. Сумку через плечо лучше всего повесить на спинку стула (кресла). Рюкзаки на собеседовании исключены.
При опросе, следует сосредоточиться на эффективное взаимодействии и сотрудничество.
Поведение во время собеседования может существенно изменить ситуацию. Следует подчеркивать качества: уверенность, увлеченность, надежность, уступчивость, тактичность, находчивость.
Не следует стараться концентрироваться на попытках продемонстрировать себя в совершенстве. Следует быть расслабленным и выглядеть перед работодателем спокойным и уверенным.
Также если первое впечатление окажется приятным, то оно придаст
Фрагмент для ознакомления
3
1. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. - М.: Генезис, 2012.
2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2014. – 95 с.
3. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
4. Пряжников Н.С. П85 Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2013. - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
5. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2014.