Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Основная причина подъема общественного движения-было связано с растущим пониманием всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. На развитие общественного движения большое влияние оказали народные волнения. Представители разных слоев общества разрабатывали свои программы по адаптации социально-политической системы России к требованиям времени. Однако, участниками общественного движения были в основном дворяне. Следует отметить, что в первой четверти XIX века в России еще не сложились идеологические и организационные общественно-политические тенденции. Сторонники различных политических концепций часто действовали в рамках одной организации. Представители радикального направления проявили большую активность, поскольку первыми придумали программу трансформации экономической и общественно-политической системы России, подняли восстание против самодержавия и крепостничества.
Актуальность изучения указанного периода обусловлена тем, что XIX век занимает особое место, поскольку шло все большее осознание необходимости перемен, поиск путей их реализации.
Цель работы заключается в рассмотрении освободительного движения в России в первой половине XIX века.
Задачи:
- рассмотреть формирование идеологии декабристов;
- охарактеризовать общественно-политическую мысль в 20-х - 50-х гг. XIX в.;
- изучить либеральные и демократические направления 40-х гг. XIX в.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Формирование идеологии декабристов
В первые десятилетия XIX века, некоторые представители знати понимали, на сколько губительным самодержавие является для страны. В их среде была представлена система взглядов, реализация которых могла стать причиной изменения устоев жизни. Декабристы занимались проблемами государственного устройства. Они увидели те противоречия, которые назрели в российском обществе, и захотели их разрешить, предлагая для этого различные меры.
Можно выделить ряд факторов, которые оказывали влияние на точку зрения декабристов. Будущие декабристы с интересом изучали литературу, в том числе зарубежную, уделяли внимание событиям, которые происходили за рубежом. Декабристы выросли в России, и их мировоззрение сформировалось на основе размышлений о судьбе Родины»
Большое значение для формирования взглядов декабристов произвели реформы, проведенные Александром I в первые годы его правления. Либерализация жизни людей позволила познакомиться с достижениями зарубежной науки, литературы, дала прекрасную возможность учиться за рубежом .
Мировоззрение Декабристов начинает формироваться в годы их ученичества. Молодые дворяне слушали лекции московских профессоров-А. Ф. Мерзлякова, Л. А. Цветаева, П. И. Страхова, К. И. Арсеньева, А. П. Куницына немецких ученых И. Т. Буле, Ж. Рейнхарда и других, которые знакомили студентов с последними достижениями европейской науки во всех ее многообразных регионах. Многим политическим идеям декабристы научились у преподавателя Царскосельского лицея и Куницынского университета. Лекции преподавателя Московского университета Л. А. Цветаева также произвела впечатление на будущих декабристов. Огромное влияние на будущее Декабристов оказала книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». автор напечатал около 650 экземпляров. Из них около 65-70 экземпляров было выпущено в обращение (до того, как книга была запрещена правительством). Эти экземпляры ходили из рук в руки, тайно распространялись среди знакомых и друзей. Декабристы А. А. Бестужев, М. И. Муравьев-Апостол и другие писали в своих мемуарах, что «вольная мысль» заимствована из подцензурной рукописной литературы. Некоторые до войны 1812 года, а несколько позже.
Источниками «вольнодумства» декабристов были также идеи французских просветителей XVIII века. Публиковать свои произведения в России в начале XIX века удавалось благодаря известному ослаблению цензуры в первые годы царствования Александра I. В это время он издал переводы сочинений Руссо, Монтескье, Вольтера. Эти работы можно было встретить в библиотеках членов тайных обществ, во многих случаях, которые были унаследованы от родителей. Речь идет о библиотеках П.И. Пестеля, Н. М. Муравьева, Ф. П. Шаховского, Н. И. Тургенева, братьев Бестужевых и других .
Особенно большое влияние на политические взгляды С. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, а также взгляды некоторых других декабристов, имели работы Монтескье. Он обосновывал принцип разделения властей, а также созданные им схемы форм правления (республика, монархия, деспотизм), которые использовались в политических проектах, выходивших из-под пера декабристов .
Хотелось бы сказать о том, что декабристы не копировали произведения французских просветителей. Они критически осмыслили философию педагогов и применяли ее к определенным задачам политических и социально-экономических преобразований в России. Декабристы также читали современную зарубежную литературу: новые книги, передовые зарубежные газеты и журналы. Известным является тот
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для бакалавров / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 712 c.
2. Бузескул, В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Кн.1: От изучения Византии и славянского мира до признания русской исторической ш / В.П. Бузескул. - М.: КД Либроком, 2013. - 224 c.
3. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просв., 2013. - 543 c.
4. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва.. - М.: Проспект, 2013. - 320 c.
5. Земцов, Б.Н. История России. IX- начало ХХI в: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Универ. книга, 2012. - 552 c.
6. Зуев, М.Н. История россии: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 545 c.
7. Зуев, М.Н. История России: Учебник для СПО / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 636 c.
8. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2012. - 661 c.
9. Парсамов, В.С. История России: XVIII - начало XX века: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С. Парсамов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 480 c.
10. История России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 687 c.
11. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012. - 256