Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы профессионализм и нравственность культуры библиотечного сообщества приобретают всё большее значение, что объясняется современной жизнью, её ритмами и большими информационными возможностями. Библиотека – это место, где постоянно идёт выстраивание различного рода взаимоотношений. В основе этих отношений, их этическим и моральным фундаментом является Кодекс профессиональной этики.
Если мы обратимся к истории кодексов профессиональной этики, то заметим, что первые универсальные моральные кодексы появились очень давно, это были своды религиозных правил — десять заповедей Ветхого Завета. А вот одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа – кодекс врачей. Затем появляется множество других профессиональных кодексов, в которых отражались представления о профессиональном долге, обязанностях по отношению к коллегам, отношении к продукту своего труда.
До настоящего времени проблемы профессиональной этики, к сожалению, ещё не оценены в полной мере; при этом имеется в виду не их теоретическая значимость, а конкретное применение в сфере человеческих профессиональных отношений.
Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой кодексы разработаны. В наше современное время «Кодекс профессиональной этики – это, прежде всего, опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлениях людей, принадлежащих к определённой профессии, свод норм правильного поведения, которое считается уместным для человека той профессии, к которой дынный кодекс имеет отношение» [3]. И главным, определяющим понятием здесь является этика, основой которой являются идеалы, мораль, принципы нравственности и совести.
1. Этика общения в библиотеке
Совершенно очевидно, что трудовая мораль получает действительное воплощение в профессиональной деятельности индивидов. Именно поэтому достаточно долгий отрезок времени понятия "трудовая" и "профессиональная мораль" отождествлялись, причем не только в массовом и общественном сознании, но и в учебной литературе по курсу этики.
Однако делать это возможно лишь при характеристике данных понятии в самых общих чертах. Профессиональная мораль схожа с трудовой с той точки зрения, что основополагающие заповеди последней явно обращены ко всем видам профессиональной деятельности. Приведем некоторые примеры данных заповедей: ответственность, добросовестность, творческая инициативность в труде, дисциплинированность.
При этом, как бы то ни было, нельзя утверждать, что такое понятие как «профессиональная мораль» полностью сводится к морали трудовой. Основное объяснение этого факта весьма очевидно: некоторые профессии включают в себя набор весьма специфических проблем, возникших в плоскости морали.
Данные проблемные вопросы, хотя косвенно и могут быть отнесены к трудовой морали, но, при любом раскладе, несут на себе определенный отпечаток установленной профессии (медик, педагог, журналист и так далее.).
Профессиональная мораль по общепризнанной точке зрения является первоосновой профессиональной этики. Весьма интересно, каким же путем происходило формирование этих явлений. Оформление профессиональной морали и профессиональной этики для ряда профессий (о традиционном подвиде будет рассказано далее) имеет достаточно длинную историю.
Только вообразите, исключительные профессии уже в эпоху глубокой древности могли похвастаться своими профессиональными моральными кодексами [16].
К примеру, при древнегреческих храмах существовали и активно развивались медицинские школы асклепиадов. Вряд ли вы когда-либо встречались с понятием "асклепиад". Оно происходит от имени древнегреческого бога врачевания Асклепия. Именно благодаря этим учебным заведениям греческая медицина достигла высоко уровня развития и вплотную приблизилась к совершенству (по тем временам).
Интересный факт связан с тем, что врачеватели, которые заканчивали школу асклепиадов, давали профессиональную клятву. Ничего не напоминает? Да-да, именно этот текст впоследствии был дополнен до того варианта, который сегодня мы знаем в качестве клятвы Гиппократа.
Однако до греческой клятвы ее образец существовал в Женеве. Женевская клятва была принята на Всемирной ассоциации врачей. Требования профессиональной морали в сфере медицины, которые предъявлялись к древнегреческим врачам, практически не изменились по сравнению с существовавшей ранее клятвой в Женеве.
В них, в первую очередь, установлена регламентация профессиональных моральных принципов в отношениях врачей и пациентов. Обозначим наиболее знакомые из них и сегодня: соблюдение врачебной тайны, стремление сделать все, что необходимо для благополучия больного. Совершенно ясно, что в основе этих требований лежит ни что иное, как до боли знакомый каждому принцип современных врачей "не навреди".
Древняя Греция также стала первооткрывателем на поприще предъявлений требований профессиональной морали по отношению к учителям.
Ничего нового вы здесь в очередной раз не увидите: строгий контроль за собственным поведением в отношениях с учениками с целью избежания крайностей (злободневно и сегодня, не правда ли?), любовь к детям и тому подобное.
Как вы поняли, у древних греков медицинская и педагогическая морали были отнесены, прежде всего, к другим людям, направлены на иных индивидов (больных, учеников).
Однако такой путь не единственный. Некоторые профессиональные группы разрабатывали кодексы профессиональной морали для того, чтобы эффективно регулировать, грубо говоря, отношения между друг другом (представителями одной и той же профессии). Отойдем от античности и заметим, что эпоха
Средневековья - еще одна ступень на пути развития концепции профессиональной морали. Отдельные цехи ремесленников в это время разрабатывали свои собственные правила взаимных отношений внутри ремесленной профессии.
К ним относились, например, такие требования как: не переманивать покупателя, если он уже успел остановиться перед товаром соседней лавки, не зазывать покупателей, при этом громогласно нахваливая свой собственный товар, также недопустимо развешивать свой товар так, чтобы он непременно закрывал товар соседних лавок [13].
В качестве мини-вывода заметим, что представители некоторых профессий уже с стародавних времен пытались создавать нечто, напоминающее профессиональные моральные кодексы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухова Г.А. Речевая культура библиотекаря: Учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений культуры и искусств - М. - 2001 - 95 с. (Современная библиотека. Вып. 13)
2. Бачалдин, Б. Н. Библиотекарь — испытание этикой / Б. Н. Бачалдин. - // Библиотековедение, 1998. - №6. – С. 40-50.
3. Библиотечная этика в странах мира / сост. В. Р. Фирсов, И. А. Трушина.- СПб.: Российская национальная библиотека, 2002.- 156 с.
4. Блюм, М. А. Этика деловых отношений: учебное пособие для сред. проф. образования.- М.: Форум, 2009.- 222 с.
5. Богданова И.А., Библиотечный диалог: аспекты речевого общения. учеб.-метод. пособие - М. - 2006 - 120 с. (Библиотекарь и время. XXI век. вып. 45)
6. Ванеев А.Н., Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение - СПб. - 2001 - 118 с. (Библиотечный практикум)
7. Венедиктова В. И. О деловой этике и этикете /В. И. Венедиктова .- М.: Правовая культура, 1994 .- 175 с.
8. Вечер, Л. С. Магия общения / Л. С. Вечер .- Минск: Кузьма, 2000 .- 207 с.
9. Галкина, Наталья. Почему бы не стать звездой Голливуда? // Библиотека. - 2006. - №4. - С. 59-60.
10. Губина Л. В., Деловое общение в библиотечном коллективе. практ. пособие - М. - 2009 - 87 с. (Библиотекарь и время. XXI век. 100+100 вып.. № 113)
11. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов/авт.-сост. И. Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.- 431 с.
12. Дыченко Л. Ф., Психология деловых отношений в библиотеке. науч.-практ. пособие - М. - 2011 - 158 с. (Современная библиотека. вып. 84)
13. Езова С. А., Библиотекарь и читатель: типы поведения. науч.-практ. пособие - М. - 2009 - 109 с. (Библиотекарь и время. XXI век. 100+100 вып.. № 116)
14. Езова С. А., Мир библиотечного общения. [науч.-практ. пособие] - М. - 2010 - 256 с.
15. Езова С.А. Грани библиотечного общения. Учеб.-метод. пособие - М. - 2002 - 159 с. (Современная библиотека. Вып. 25)
16. Езова, С. А. (Светлана Андреевна). Личность специалиста : главные составляющие / Светлана Езова // Библиотечное дело. — 2006 .— N 6 .— С. 9-10