Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция в нашей стране всегда являлась и является «проблемной темой» для обсуждения на любом
уровне.
Необходимой основой эффективной реализации органами государственной власти своих функций и
полномочий в интересах граждан, общества и государства, в том числе, в области обороны страны,
обеспечения безопасности государства, защиты его населения, сохранения целостности его территории и
суверенитета является государственная служба.
С учетом повышающихся требований к функционированию государственных органов, а, следовательно, и к
деятельности государственных служащих руководством страны продолжена реформа в сфере
государственной службы, направленная на создание целостной системы государственной службы
3
Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов, формирование
высококвалифицированного кадрового состава.
1. Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1.1.Понятие конфликт интересов
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного
гражданского (муниципального) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и
беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности.
Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в
действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного
имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных
работ или каких-либо выгод лицом, и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами,
родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми
супругов и супругами детей, гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1
настоящей статьи, и лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными,
корпоративными или иными близкими отношениями, ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ .
1.2.Основные области регулирования конфликта интересов
Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение
конфликта интересов является наиболее вероятным.
Среди них:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и лиц,
с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной
службы;
- явное нарушение установленных запретов .
4
Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у
подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,
мер по его предотвращению и урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи
с утратой доверия .
К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду
получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.
2.Урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
2.1.Антикорупционный механизм урегулирования конфликта интересов
Урегулирование конфликта интересов является одним из основных антикоррупционных
механизмов и в то же время способом снабжения соответствующего функционирования служебных
правоотношений, анализируя способы организации работы сотрудников так, чтобы конфликта интересов
не возникало, а также методы урегулирования все же появившихся конфликтов.
Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из важнейших мер такого
противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и
разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
В то же время следует понимать, что сводить институт конфликта интересов исключительно к
противодействию коррупции было бы неверно. Конфликт интересов связан именно с конфликтом
публичного и частного интереса. Необязательно такой конфликт имеет коррупционное последствие.
Государственные или муниципальные служащие нередко оказываются в ситуации, которая
характеризуется конфликтом интересов, помимо своей воли, не совершая никаких противоправных
действий.
Всё-таки сама ситуация конфликта между частным и публичным интересами требует более
тщательного контроля за принимаемыми ими при этом решениями. В связи со всем вышеизложенным
представляется необходимым анализировать его сущность более подробно .
2.2. Меры, которые должен принять служащий
Перечень таких мер не является исчерпывающим. В частности, служащий обязан:
1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его
возникновения (ч.2 ст.11 Закона N 273-ФЗ, п.12 ч.1 ст.15 Закона № 79-ФЗ, п.11 ч.1 ст.12 Закона № 25-ФЗ).
Для этого нужно направить представителю нанимателя соответствующее уведомление.
2) при необходимости выполнить самоотвод (ч.5 ст.11 Закона № 273-ФЗ). Случаи самоотвода и его
порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на
федеральном уровне не принят.
5
Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом
конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов - его
родственник;
3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (ч.4. ст.11 Закона N
273-ФЗ, ч. 3.1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ, ч.2.1 ст.14.1 Закона N 25-ФЗ).
В частности, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в касательстве которых
он реализовывает некоторые функции государственного управления .
3.Порядок роботы комиссии по урегулированию и разрешению конфликта интересов на государственной и
муниципальной службе
3.1.Организация комиссии по урегулированию конфликта интересов
Организация комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских
служащих и урегулированию конфликта интересов рассматривается как создание внутриведомственной
основы противодействия коррупции, в рамках проводимой в стране административной реформы.
Данная комиссия образуется в государственном органе (ч.5 ст.19 Закона № 79-ФЗ), а также может
быть создана в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального
образования (ч.4 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, которое утверждается актом
госоргана либо нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом (ч. 6
ст.19 Закона № 79-ФЗ, ч. 4 ст.14.1 Закона № 25-ФЗ, п.п. 7 и 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821).
Наиболее частыми причинами проведения заседаний комиссии являются представление
недостоверных или неполных сведений о доходах и имуществе; личная заинтересованность
муниципального служащего; несоблюдение требований к служебному поведению.
3.2.Основные направления работы комиссии
На заседании Комиссии рассматриваются:
- поступившая в установленном порядке информация о несоблюдении государственным
гражданским служащим требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта
интересов, а также извещение государственного гражданского служащего о возникновении личной
заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к
конфликту интересов;
- обращения граждан после увольнения с государственной службы о даче согласия на замещение ими
должностей в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях
гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного правления данной
организацией входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего;
6
- заявления государственных гражданских служащих о невыполнимости по объективным причинам
представить сведения о доходах супруги и несовершеннолетних детей;
- заявление гражданского служащего о невозможности выполнить требования Федерального
закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить
наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с
арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в
соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории, которого находятся
счета, реализовывается хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и
имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от
его воли или воли его супруги и несовершеннолетних детей;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего
влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой
возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского
служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации
или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан,
организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Принятие действенных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на
государственной службе является одним из важных направлений деятельности органов власти по
профилактике коррупционных правонарушений.
Кроме того, введена также ответственность для представителя нанимателя гражданского
служащего.
Также отметим, что изучение правоприменительной практики в области разрешения конфликта
интересов на государственной службе свидетельствует о слабом функционировании комиссий по
соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и
урегулированию конфликта интересов. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется
правовым актом государственного органа.