Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит повышенная чувствительность бронхов к различным раздражителям (в частности, аллергенам). В ответ на действие этих раздражителей развивается сужение (обструкция) бронхов. Этот процесс обусловлен несколькими причинами: повышением тонуса бронхов, избыточного отделяемого в просвет бронхов и их воспаления. При астме приступы чаще всего возникают эпизодически, например, после контакта с раздражителем. При тяжелой астме обструкция бронхов часто сохраняется и между приступами.
Одно из наиболее опасных осложнений бронхиальной астмы — астматический статус — угрожающий жизни приступ, не поддающийся обычному лечению. Такие пациенты нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации.
Бронхиальная астма — очень распространенное заболевание, ею страдает примерно 5% населения. Среди детей распространенность астмы еще выше, во многих случаях у детей она проходит. Бронхиальная астма у взрослых — это хроническое заболевание, требующее постоянного лечения под руководством специалиста.
Большую роль в возникновении астмы играет наследственность: если один из родителей страдает астмой, то вероятность того, что она возникнет у ребенка составляет почти 50%, а если оба — 65%.
Физиотерапия при бронхите обычно выполняется в стационаре. Особенности лечения заключаются в следующем:
Излучение разного типа воздействует на атомы и молекулы в клетках организма человека.
Из-за этого происходят биохимические изменения внутри клеток.
Клетки меняют структуру ткани.
Наблюдается изменение органов. При правильном воздействии на организм оказываются лечебные свойства. Для аэрозольных ингаляций, как правило, применяются следующие лекарственные препараты и растительные средства: эуфиллин, эфедрин, атропин, гепарин, гидрокортизон, прополис, сок чеснока, каланхоэ и др.
В дальнейшем, по мере купирования острейших проявлений приступа, с целью максимально эффективного удаления из бронхов слизи и продуктов распада больному назначают тепловлажные ингаляции. Для выполнения одной лекарственной ингаляции необходимо 100 мл смеси растворов гидрокарбоната натрия и хлорида натрия, к которым добавляют соли кальция и новокаин. Кроме медикаментов, ингаляционно вводят также настои трав, обладающих противовоспалительным, отхаркивающим и трофическим действием. Для ингаляций широко используют багульник, шалфей, термопсис и некоторые другие лекарственные растения. С целью улучшения трофики (питания) слизистой оболочки дыхательных путей применяют аэрозоли ароматических масел (облепихового, эвкалиптового, персикового и др.), а также масляные растворы витаминов А, Е и В.
Цель курсовой работы: Охарактеризовать физиотерапию, реабилитацию больных с бронхиальной астмой.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать данные литературы об особенностях клинических проявлений при бронхиальной астме;
2) Охарактеризовать особенности бронхиальной астмы;
3) Определить методику реабилитации больных с бронхиальной астмой;
4) Анализировать физиотерапию при бронхиальной астме: особенности лечения, показания и противопоказания.
Методы исследования: В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ, обобщение и синтез.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРОНХИЛАЬНОЙ АСТМЫ, МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1Общие представления о бронхиальной астме
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание верхних дыхательных путей, в первую очередь бронхов, при котором у больного периодически возникают приступы удушья.
По статистике, в разных странах бронхиальной астмой страдает от 4 до 10% населения. [5;85]
Существует три разновидности астмы.
Атопическая вызвана реакцией организма на аллергены, чаще всего ингаляционные, то есть те, которые человек вдыхает. Это пылевой клещ, пыльца, споры плесневых грибов, шерсть животных. Чуть реже астму могут вызывать пищевые аллергены.
Когда они попадают в организм, запускается аллергическая реакция, которая проявляется сужением просвета бронхов и выработкой в них густой слизи, которая затрудняет дыхание. Если контакта с аллергеном не происходит, человек чувствует себя хорошо.
Нередко такая астма сочетается с другими аллергическими проявлениями, например, с ринитом или дерматитом. Эта форма распространена у маленьких детей.
Инфекционно-аллергическая астма развивается на фоне хронической инфекции в дыхательных путях. Это может быть бронхит, который не до конца пролечили, синусит, тонзиллит. Постоянное воспаление, присутствие в организме чужеродных бактерий и продуктов их жизнедеятельности приводит к изменениям в бронхах. Они становятся более чувствительными к всевозможным раздражителям, нарушается их местный иммунитет. В итоге это приводит к возникновению астматических приступов. Такая разновидность астмы редко наблюдается у детей, в основном она возникает у людей 35–40 лет и старше.
Лекарственная астма – результат употребления определенных медикаментов. Она связана с индивидуальной реакцией на тот или иной препарат (или его компонент). К таким препаратам в первую очередь относятся аспирин и нестероидные противовоспалительные средства, поэтому данную разновидность астмы часто называют аспириновой.
Основное проявление астмы – приступы удушья – невозможно не заметить. Однако существует и нетипичная разновидность астмы, ее называют кашлевой. Сильных затруднений дыхания при ней не наблюдается, зато есть сухой навязчивый кашель. [3;22]
Правила жизни для астматиков: как оградить ребенка от аллергенов такую астму часто путают с бронхитом, но лечиться она должна абсолютно иначе. Поэтому не нужно ставить на себе эксперименты – обратитесь к врачу и пройдите обследование.
Чтобы выявить астму, помимо обычного «прослушивания» дыхания с помощью стетоскопа, необходим ряд исследований. Это измерение скорости выдоха и жизненной емкости легких, рентген грудной клетки. Бронхиальная астма – заболевание, которое реально контролировать. Для этого нужно иметь под рукой ингалятор с бронхолитиком, который используется при приступах, и проводить лечение в спокойные периоды, когда симптомов нет. Такая терапия направлена на устранение воспаления в дыхательных путях. Для нее используются гормоны глюкокортикостероиды в виде спреев. многих больных бронхиальной астмой вырабатываются антитела к одному или нескольким аллергенам. Эта форма получила название аллергической бронхиальной астмы. Она нередко сочетается с кожными болезнями (нейродермитом) и аллергическим ринитом (насморком). Аллергическую бронхиальную астму называют еще экзогенной, в противоположность эндогенной бронхиальной астме, в развитии которой не играют роль ни предрасположенность к аллергии, ни аллергены из окружающей среды.
Аллергическая бронхиальная астма обычно развивается в детском и молодом возрасте. К самым частым аллергенам относятся пыльца, плесневые грибы, тараканы, домашняя пыль и эпидермис (внешний слой кожи) животных, особенно кошек. [14;85]
Пищевые аллергены бывают причиной астмы гораздо реже, чем воздушные, но некоторые продукты и пищевые добавки могут провоцировать тяжелые приступы. Нередко у больных бронхиальной астмой обнаруживают рефлюкс-эзофагит (заброс кислого содержимого желудочка обратно в пищевод), и его лечение может уменьшить тяжесть бронхиальной астмы.
При бронхиальной астме повышена чувствительность дыхательных путей к целому ряду раздражителей, в том числе к холодному воздуху, парфюмерии, дыму. Приступ удушья могут спровоцировать тяжелая физическая нагрузка и учащенное, избыточное дыхание (вызванное смехом или плачем).
Лекарственные средства служат причиной примерно 10% приступов бронхиальной астмы. Самый частый вид лекарственной астмы — аспириновая астма. Непереносимость аспирина и других нестероидных противовоспалительных средств обычно развивается в 20—30 лет.
Приступ бронхиальной астмы могут спровоцировать бета-адреноблокаторы (пропранолол, метопролол, тимолол), в том числе те, которые входят в состав глазных капель.
Основные жалобы — одышка (ощущение удушья, нехватки воздуха), кашель, свистящее дыхание.
Одышку периодически то нарастает, то уменьшается. Нередко она усиливается ночью, и может выясниться, что появилась она после острого респираторного заболевания (простуды) или вдыхания какого-либо раздражающего вещества. Хотя при обструкции бронхов сопротивление воздушному потоку усиливается на выдохе, больные обычно жалуются на затруднение вдоха (что вызвано усталостью дыхательных мышц).
Кашель иногда бывает единственной жалобой, тогда подтвердить диагноз помогает исчезновение или ослабление его после назначения бронходилататоров (средств, расширяющих бронхи). Появление кашля с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М., «Медицина», 2003.
2. Балаболкин И.И., Каганов С.Ю., Геппе Н.А. и др. Ступенчатый подход к базисному лечению бронхиальной астмы. М., 1998.
3. Валеев Н.М. Физическая реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания : учеб.-метод. пособие для специальности 032102.65 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК): [рек. ЭМС РГУФКСиТ] / Н.М. Валеев, Н.Л. Иванова; РГУФКСиТ. - М.: Физ. культура, 2009. - 81с.
4. Вялов С.С. Общая врачебная практика. - М.: Медпресс-информ, 2013.-112с.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. — М.: «Атмосфера», 2007. — С. 104.
6. Захарова Л.С., Иванова Н.Л. Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой средствами физической культуры специальной направленности. Физическая культура. Научно-методический журнал. 1998, № 2, с. 53-55.
7. Иванов А.Г. Адекватная мануальная медицина. – М., СпецЛит, 2011. -190с.
8. Инзель Т.Н. Дифференциальный диагноз. Руководство. - М.: МИА, 2012.- 616с.
9. Исаев Ю., Мойсюк Л. Бронхиальная астма. Конвенциональные и неконвенциональные методы лечения. — М.: «КУДИЦ-ПРЕСС[7] », 2008. — С. 168
10. Козырева О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия [Текст] : учеб. слов.-справ. / О. В. Козырева, А. А. Иванов. - Москва : 2010. - 278 с.
11. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб.для вузов / [С. Н. Попов [и др.] ; под ред. С. Н. Попова. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 412 с.
12. ЛФК: учебник для студ. высш. уч. зав./С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасёва и др.; Под.ред. С.Н. Попова.- М.: ИЦ «Академия», 2009. – 416с., С.84-116.
13. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич 0.0. Общаянутрициология: учебное пособие. - М.: "МЕДпресс-информ", 2005. - С. 397.
14. Николь Д., МакФиС.Дж., Пиньон М. Справочник по диагностическим тестам. – М.: Медпресс-информ, 2011.- 560с.
15. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальности 022500, 022300, 022400 / [Н.Ж. Булгакова [и др.]]. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2008. - 429с.
16. Пелевин А. Полярный массаж тайскими палочками. - М.: Наука и техника, 2011. – 208с.
17. Планы ведения больных. / Под ред. О.Ю. Атькова, Е.И. Полубенцевой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 544с.
18. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов мед. и пед. вузов / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 463 с.
19. Почивалов А.В., Платонова В.А., Погорелова Е.И. и др. Эффективность реабилитационных мероприятий у детей с аллергическими заболеваниями. «Медицинская реабилитация в медицине». Сб. научных трудов. Воронеж, 2002.
20. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. /Под ред. А.А. Баранова. - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007. -С.608.
21. Руководство по первичной медико-санитарной помощи. / Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК). Национальный проект «Здоровье». – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. – 1584 с.
22. Сапарова Л.Т., Уразова С.Н., Розенсон Р.И. Современные способы реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. НЦПиДХ – I (V) Съезд детских врачей Республики Казахстан. 2001, № 131.
23. Солопов В. Н. Астма. Истинная причина болезни. — М.: «Европолиграфик», 2006. — С. 160.
24. Справочник-путеводитель практикующего врача: 2-е изд. / Под ред. академика РАМН И.Н. Денисова, академика РАМН Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.
25. Стандарты ведения больных. Клинические рекомендации: Руководство для врачей. / Под ред. А.А. Баранова, Ю.Н. Беленкова, Н.Н. Володина. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. – 1400 с.
26. Стационарзамещающая система реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме у детей в условиях центра восстановительного лечения, ее медицинская и экономическая эффективность. Акушерство в России. 2003, № 9, с. 18.
27. Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. М., ФиС, 1999.- 256с.
28. Фадеев П. А. Бронхиальная астма . — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010. — с. 160.
29. Физическая реабилитация [Текст] : в 2 т. : учеб.для студентов бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Н. Попова. - Москва : Академия, 2013
30. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры/ Под общей ред. проф. С.Н. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 603с., С.294-325.
31. Хрущёв С.В., Симонова О.И Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие для студентов высш.уч.зав. – М.: ИЦ «Академия», 2006.- 304с.
32. Частная патология: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 256с. 27.
33. Черток Е.Д., Щербакова С.В. и др. Реабилитация детей с бронхиальной астмой в условиях городского детского пульмонологического центра. 12-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания. М., 2002, № 111.
34. Шавкина М.И., Ревякина В.А. и др. Адаптивные танцы в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. 12-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания. М., 2002, № 114.
35. Ширяева И.С., Хан М.А. Вибромассаж грудной клетки в комплексной терапии хронических бронхолегочных заболеваний. Вопр. охр. мат. и дет. 1987, № 2, с. 26-30.