Фрагмент для ознакомления
2
Семинар 2.
Задания для выполнения по теме семинарского занятия:
Задание 1.
Назовите основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права.
Субъекты международного права – потенциальные участники международных правоотношений, обладающие правами и обязанностями. В число субъектов международного права в настоящее время могут быть включены государства; народы (нации), борющиеся за независимость в порядке реализации права на самоопределение; государствоподобные образования; международные организации; индивиды.
К основным (первичным) субъектам международного права относятся государства, а также борющиеся за свою независимость нации и народы.
К производным (вторичным) относятся международные межправительственные организации и государственно-подобные образования.
Задание 2.
Назовите особенности международной правосубъектности народов (наций), борющихся за свою независимость.
Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально-освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.
Задание 3.
Проведите анализ Конституций, уставов субъектов РФ и определите объем их международной правосубъектности.
В конституциях ряда республик (например, Татарстана, Башкортостана) была признана международная правосубъектность этих республик. В некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров от имени субъекта РФ. Примерами таких актов являются Устав Воронежской области от 7 июня 2006 года, Устав Свердловской области от 25 декабря 2015 года, Устав (Основного Закона) Ставропольского края от 12 октября 1994 года № 6-кз, Устав Иркутской области от 10 февраля 1995 года и другие уставы субъектов РФ.
Одним из важных элементов конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации является их ограниченная международная правосубъектность - Конституции Бурятии (ч. 2 ст. 13), Кабардино-Балкарии (ст. 18), Чувашии (ст. 12); Уставы Забайкальского (ст. 5), Камчатского (ст. 6), Красноярского (ст. 23) краев; Ивановской (ст. 8), Тверской (ст. 41), Томской (ст. 4), Челябинской (ст. 11) областей и др. Это проявляется в том, что каждый субъект Федерации может осуществлять международные и внешнеэкономические связи при условии, что они не затрагивают предусмотренные федеральной Конституцией полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства.
Так, Устав Приморского края устанавливает, что край вправе самостоятельно участвовать в международных и внешнеэкономических связях, заключать международные соглашения и внешнеэкономические сделки с национально-государственными и административно-территориальными образованиями иностранных государств, другими участниками международных отношений, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Вместе с другими субъектами Федерации и федеральными органами государственной власти Приморский край участвует в деятельности по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнению ее международных договоров (ст. 13).
Итак, относительно международной правосубъектности субъектов Российской Федерации можно сделать следующий вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.
Задание 4.
Дайте толкование норм Конституции РФ, федеральных законов «О международных договорах Российской Федерации» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» с точки зрения того, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, а заключаемые ими соглашения – международными договорами.
Общий порядок международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также правовые гарантии обеспечения их прав и законных интересов при установлении и развитии подобных связей установлены Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей только в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соответствующих соглашений. Такие соглашения не могут содержать положения, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта РФ.
В ст. 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» определено два вида международных договоров, касающихся полномочий субъектов РФ: международные договоры, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, и международные договоры, затрагивающие полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Конституция РФ, закрепляя круг вопросов, находящихся в ведении только Российской Федерации (ст. 71) и относящихся к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72), не определила перечень вопросов, решение по которым отнесено исключительно к ведению субъектов РФ. Однако в ст. 73 Конституции сказано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. Таким образом, все вопросы, не включенные в перечни, указанные в ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, находятся в ведении субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLII. 1988.
2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Заключена в г. Вене 08.04.1983) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 457 - 474.
3. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Заключена в г. Вене 23.08.1978) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 144 - 159.
4. Европейская конвенция об иммунитете государств (ETS № 74) (Заключена в г. Базеле 16.05.1972) // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 41 - 51.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2757.
6. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.
7. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 1087 с.