Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особое значение приобретают сегодня неэкономические способы управления персоналом. Тенденции, которые появились в ХХ веке, существенно ускорили их развитие. Со временем персонал в менеджменте начал рассматриваться как главный объект управления, а не как часть сложного механизма. Управление персоналом стало первоочередной задачей любой организации, поэтому это и повысило актуальность исследуемой темы.
Качество и эффективность деятельности любой организации определяется не столько усилиями отдельных работников, сколько результативностью труда всего коллектива. К сожалению, большинство руководителей не придают этому большого значения.
Меры по созданию коллектива и оптимизации управления им способствуют не только объединению, казалось бы, несовместимых групп людей, но и, в свою очередь, положительно влияют на деятельность организации в целом.
Анализ последних научных исследований. Вопросам управления групповой деятельностью уделяли внимание многие ученые, в частности П. Ф. Друкер, Е.У. Маковоз [1], П.В. Журавлева, А.А. Шиян [2], О.В. Мороз [4] и другие активно занимались разработкой разносторонних моделей и методов, направленных на повышение эффективности работы коллектива и формирования команды.
Несмотря на значительное количество публикаций, касающихся проблем становления и развития персонала, вопросам командообразования, а главное его необходимости на всех стадиях развития коллектива, отводится недостаточное внимание, поэтому этот вопрос остается актуальным.
Задачи контрольной работы:
1. Охарактеризовать командообразование как метод развития организации.
2. Проанализировать основные аспекты понятия «команда».
3. Рассмотреть практический тренинг как процесс формирования команды.
4. Описать качества эффективной команды.
1. Командообразование как метод развития организации
Независимо от желаний руководства, на любом предприятии существует сложная схема неформальных отношений, которая включает в себя произвольное количество групп и микрогрупп, которые осуществляют большое влияние на качество совместной работы как внутри отдельно взятого коллектива (подразделения, команды), так и на эффективность деятельности предприятия в целом. Поэтому, для успешной деятельности своей организации, любой руководитель обязан знать структуру социально-психологических взаимосвязей и управлять работой коллектива с учетом не только психологии отдельно взятых работников, но и особенностей групповой психологии [3,4]. Итак, общий коллективный труд является достаточно сложным процессом, который требует постоянной поддержки и координации на всех стадиях развития коллектива, а командообразование и является тем комплексным мероприятием, которое направлено на укрепление команды и улучшение взаимодействия в коллективе.
Авторство командообразования принадлежит военным. Еще в 1950-х годах в Великобритании был представлен так называемый «Веревочный курс» - тренинг, призванный обеспечить психологическую подготовку и командную совместимость военнослужащих спецподразделений королевства [1, с. 45]. Курс оказался настолько удачным, что его тут же взяли на вооружение в бизнес-сообществе США. Имея прикладной характер, этот тренинг мог решить главную проблему американского бизнеса - растущую конкуренцию со стороны японцев, деловая культура которых в корне отличалась от американской и западноевропейской. Японцы, воспитанные в духе коллективизма и ориентированы на командные действия, сумели за короткий срок сделать огромный экономический скачок - «японское чудо» - чем поставили в тупик мировое сообщество. Это стало первым толчком, который помог осознать эффективность командного подхода к работе.
Командообразование или тимбилдинг (от англ. «Team building») в буквальном смысле означает «построение команды »[5]. Командное «строительство» направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, которые совместно несут ответственность зарезультаты своей деятельности и на равных основаниях осуществляют разделение труда в команде. Также командообразование, в более узком смысле, рассматривается как активный корпоративный отдых, направленный на сплочение коллектива или команды [3, с. 67].
Идея командных методов работы, заимствованных из мира спорта, стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века [3, с. 70].
Сегодня же командообразование является одним из самых перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и являющееся одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, так как позволяет коснуться таких аспектов работы с персоналом, как:
- развитие командного духа в работе сотрудников компании;
- выявление и реализация личностного потенциала сотрудников;
- указывает на ошибки в общении, порождающие взаимное непонимание между членами рабочего коллектива компании;
- помогает найти варианты решения конфликтных ситуаций;
- развитие способности быстро принимать решения в критических и нестандартных ситуациях;
- воспитание в сотрудниках доверия к компании и друг к другу, приверженности целям компании;
- является весомым методом нематериальной мотивации персонала, позволяет сотрудникам почувствовать внимание компании к каждому ее сотрудника, что, в конечном итоге, позволяет создать сплоченный и креативный коллектив единомышленников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг М. Основы менеджмента / М. Армстронг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 512 с.
2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учеб. пособ. / Базаров Т. Ю. – М: Просвещение, 2016. – 387 с.
3. Гроув Э. Высокоэффективный менеджмент / Э. Гроув. – М. : Наука, 2013. – 299 с.
4. Маковоз Е. У., Сторожилова У. Л. Необходимость тимбилдинга на всех стадиях коллективного развития // Вестник экономики транспорта и промышленности. – 2009. – №25. – с. 124 – 125.
5. Мороз О. В. Социально-психологические факторы мотивации работников приборостроительных предприятий: монография / В. Мороз, Л. А. Никифорова, А. А. Шиян. - Винница: ВНТУ, 2011. - 252 с.
6. Организационное поведение / под ред. Э. М. Короткова, А. Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 2014. – 308 с.
7. Фаткин Л. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности / Фаткин Л., Морозова К. // Проблемы теории и практики управления / ред. совет : М. Крук, В. Боксер [и др.]. – 2001. – № 1. – С. 106–112.
8. Shiyan A.A., Nikiforova L. O. Types of Economic Behavior: The Instrument for Management of Individuals, Institutions, Countries and Humankind // Institutions & Transition Economics: Microeconomic Issues Journal. – Vol 3, Issue 43, 01 November, 2011. – Р.34-39.