Фрагмент для ознакомления
2
1. Правовой статус, основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Система органов государственной власти по обеспечению законности представлена внушительным кругом компетентных структур. В этой системе, на наш взгляд, следует выделить подсистемы государственных органов, целью деятельности которых является обеспечение законности в разных сферах общественных отношений:
– контрольные органы Администрации Президента РФ;
– Государственная Дума ФС РФ в части осуществления парламентского контроля и работе по обращениям граждан, Совет Федерации;
– Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований;
– Уполномоченный по правам человека РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ;
– правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, органы федеральной безопасности и др.);
– надзорные органы исполнительной ветви власти РФ и субъектов РФ (Росздравнадзор, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Роскомнадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор).
В юридической литературе вопрос о том, какое место прокуратура занимает в системе органов государственной власти, остается открытым, так как нет однозначного мнения на этот счет.
Например, некоторые авторы считают, что специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них, тем самым, способствуя совершенствованию их функционирования, путем выявления в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов нарушений и принятия мер к их устранению . По мнению А.В. Манукян, прокуратура, находясь вне рамок трех ветвей власти, объективна и справедлива в оценке юридических решений, чего можно добиться, имея независимость от других органов .
Место прокуратуры в системе государственных органов предопределено ее конституционно-правовым статусом. Не примыкая ни к одной из ветвей власти, прокуратура прочно связана с деятельностью иных государственных органов. Исторически, обладая особыми полномочиями, прокуратура, безусловно, является специфическим органом обеспечения законности.
Согласно ст. 129 Конституции РФ кандидатуру Генерального прокурора РФ и его заместителей Президент РФ представляет в Совет Федерации, который и назначает, и освобождает их от должности. Прокуроры субъектов РФ, иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При этом прокуратура РФ, будучи единой федеральной централизованной системой, осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений (п. 1 ст. 4 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ). Какое-либо воздействие на прокурора со стороны указанных органов, а также со стороны средств массовой информации, с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствовать его принятию недопустимо (ст. 5 ФЗ № 2202-1).
Более того, такие действия влекут за собой уголовную ответственность по ст. 294 УК РФ. Это означает то, что прокуратура в своей работе является независимым от какой-либо ветви власти, а также от Президента РФ. В этой связи заметим, что Президент РФ может выступать на коллегиях Генеральной прокуратуры РФ, высказывать свое мнение о работе прокуратуры, а также выражать пожелания от имени главы государства относительно приоритетов деятельности. При всей своей самостоятельности прокуратура часто действует во взаимодействии с различными структурами государственных органов, призванных обеспечивать законность. Законодатель предоставляет прокурорам право участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также в рассмотрении указанными органами и юридическими лицами внесенных прокурорами представлений и протестов (ст. 7 ФЗ № 2202-1).
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации (п. 3 ст. 67 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Прокуратура представляет собой самостоятельную от иных систему государственных органов, не входящую ни в систему органов судебной власти, ни в систему органов исполнительной власти, ни тем более законодательной, являясь, по существу, самостоятельной – можно сказать, надзорной – ветвью государственной власти .
Есть авторы, мнение которых сводится к тому, что прокурорским надзором является самостоятельный вид государственной деятельности, отличный от контроля, другие авторы выделяют точку зрения – прокурорский надзор, как разновидность контроля, третьи занимаю компромиссную позицию, говоря о контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры .
Возможно, что такое понимание надзора исходит из того, что, несмотря на принцип разделения властей в Российской Федерации, прокуратура, как орган, в основе деятельности которого лежит надзор, по сути, не относится ни к одной ветви власти.
Некоторые все же относят прокуратуру к исполнительному органу власти, но вряд ли можно согласиться с таким утверждением, так как прокуратура не входит в структуру Правительства Российской Федерации, председатель Правительства не назначает Генерального прокурора и не освобождает его от должности, прокуратура не включается в систему исполнительных органов. Исходя из того, что такая точка зрения имеет место быть и, принимая во внимание тот факт, что контроль осуществляют, как правило, органы исполнительной власти, происходит отождествление надзора и контроля, что по своей природе является неправильным.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о необходимой и важной роли прокурорского надзора в системе современной демократической правовой государственности России.
Следование конституционным принципам, лежащим в его основании, включая уважение к национальным традициям организации прокурорской деятельности, дает надежные перспективы развития этого института в интересах личности, общества, государства.
Таким образом, российская прокуратура представляет собой важнейший государственно-правовой институт. Исследование ее роли позволяет сделать вывод о том, что она является неотъемлемым составным элементом общей системы государственной власти. Изменения в системе государственной власти, безусловно, оказывают определенное воздействие на входящие в нее элементы и их взаимосвязи. Поэтому прокуратура РФ,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
4. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2014. № 14. Ст. 1536.
5. Арсланбекова А.З., Керамова С.Н. Административно-правовой статус полиции в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2018. Т. 26. № 2. С. 78-82.
6. Дмитриева Н.И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. № 2 (25). С. 37-40.
7. Долгих Н.С., Лихолатов Г.С., Павлов Н.В. О некоторых особенностях административно-правового статуса органов прокуратуры // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 273-275.
8. Дородных В.В. Правовой статус сотрудника полиции Российской Федерации // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 213-216.
9. Исаева Л.А., Янтуганова Е.В., Якупова Л.Р. Место прокуратуры в системе разделения властей // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 631-634.
10. Кирюхина Л.В., Иванченко Е.А. Роль прокуратуры РФ в современном гражданском обществе // НаукаПарк. 2017. № 1 (52). С. 33-36.
11. Кочеткова Н.Д. К вопросу о реализации административно - правового статуса сотрудника полиции // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 194-199.
12. Кутузов В.А., Шидловский А.М. Прокуратура в системе органов государственной власти российской федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2018. С. 107-110.
13. Манукян А.В. Место прокуратуры в конституционной системе органов государственной власти РФ // Перспективные исследования и разработки. Новый взгляд сборник научных трудов. Новосибирск, 2018. С. 143-152.
14. Стародубов Б.К. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 218-223.
15. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. СПб.: Альфа, 1996. Т. 1. 663 с.
16. Фроликов С.А., Демин И.Н. Правовой статус сотрудника полиции на современном этапе российского законодательства // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2017. Т. т.1,2. № 9. С. 61-64.
17. Ярош Г.Ф. Организация деятельности полиции в Российской Федерации // Административное право Российской Федерации / Под редакцией А.Ю. Соколова. М., 2016. С. 340-342.