Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «монополия» происходит от двух греческих слов: «монo» - один и «полео» - продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца (или покупателя) какого-либо товара или услуги на рынке. Очевидно, что монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
Особенность ценообразования при монополии заключается в том, что, в отличие от совершенно конкурентной фирмы, монополист может получить максимальную прибыль, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.
Пределами роста цен на рынке монополии являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
Монополии - это хозяйственные объединения, находящиеся в собственности частных лиц и осуществляющие единоличный контроль над определенными отраслями рынка с целью установки на нем монопольных цен. Конкуренция и монополия - неотъемлемые элементы рыночных отношений, однако последняя препятствует их экономическому развитию.
Монополия: сущность, причины возникновения формы
В переводе с греческого «монополия» означает «единственный продавец». Монополия - тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену.
Система конкуренции составляет основу рынка, его фундаментальную платформу. Любое ослабление свободного соперничества индивидов и предприятий неизбежно сказывается на перераспределении доходов, ценах, на поведении хозяйствующих субъектов, на эффективности экономики в целом.
Подобно тому, как двигателю автомобиля для безупречной работы требуется качественное топливо и чистый воздух, смешанные в нужной пропорции, для саморегулирующейся рыночной системы необходима такая смесь из конкуренции, цен и государственного регулирования, которая обеспечит достижение наилучших результатов.
Что же может помешать равноправной конкуренции и свободному рыночному ценообразованию? Таких факторов несколько:
- монополизм производителей, продавцов или покупателей;
- создание преимуществ для избранных участников рынка законодательной властью, центральным правительством или местными сообществами (на основе криминальных, родственных, этнических и иных связей);
- дискриминация производителей или потребителей по какому-либо признаку (полу, возрасту, культурным, религиозным и прочим различиям);
- недобросовестная конкуренция.
Характерные черты монополии:
• Вся отрасль представлена одной фирмой-производителем данного товара. Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
• Производитель, как правило, обходится без рекламы.
• Монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость.
• Производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими.
Монополия отдельного предприятия - так называемая "честная" монополия, путь к которой проходит через постоянное повышение эффективности производства и достижение весомых преимуществ перед конкурентными предприятиями. Монополия как соглашение - добровольное слияние нескольких крупных фирм с целью прекращения конкуренции и самостоятельного регулирования ценообразования.
На совершенно конкурентном рынке имеется огромное множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого участники такого рынка рассматривают цену, как величину, заданную «извне» и находящуюся вне их контроля.
Однако такая ситуация характерна лишь для абстрактной модели, для системы совершенной конкуренции, рассмотренной нами выше. На реальных рынках отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они устанавливают на свою продукцию; причем степень контроля над ценой может быть различной. Рассмотрим основные случаи несовершенных конкурентных рынков.
Монополия представляет собой рынок с единственным продавцом, причем монополист препятствует вхождению в данный рынок других продавцов. В реальной экономической практике случаи чистой монополии найти довольно сложно. Монополистом на какое-то время становится производитель какой-либо инновационной продукции - как это было, например, с компанией «Полароид», изготавливавшей аппараты
Фрагмент для ознакомления
3
1. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации : сб. науч. тр. : в 2 ч. / Рос. акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М. Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. - М. : УРСС, 2007. - Ч. 1. - 356 с.
2. ДиЛоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. - 2014. - № 5. - С. 100-114.
3. Иванькова Е.И., Матвеев Ю.В. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/196/2168.
4. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. - СПбУЭФ. - 2015. - № 4. - С.15-20.
5. Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. - 2014. - №5.- С. 12-18.
6. О естественных монополиях [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ: принят Гос. Думой 19 июня 1995 г. : одобр. Советом Федерации 25 июня 1995 г.: (ред. от 27.01.2013) // CПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
7. Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 13.10.1999 г. №1158 // СПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
8. Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и других регулируемых организаций (2013-2020 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства УР от 05 августа 2013 года № 341 // СПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
9. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №6. - С. 46.