Фрагмент для ознакомления
2
Историческое развитие морали: прогресс или регресс?
Изначально необходимо рассмотреть, что представляет из себя мораль и ее суть.
Этот вопрос волновал не одно поколение, ведь оно для каждой личности является важным и
противоречивым.
Мораль - это сущность нравственности. Это определенная система, или другими словами это
«понятие», которое представляет собой взгляды, представления, интересы и ценности
регулирующих поведение личности в обществе. Нравственность - это набор привычек, которые
присущи каждому человеку, но для каждой личности разные. Что же такое добро? Какие
существуют особенности добра? Добром называют те действия, которые направлены не на
собственную выгоду, а на благо всего человечества.
Мир каждого человека делится в моральном сознании на хорошее и плохое. Все человеческие
поступка оцениваются в соответствии с данным критерием. Все чувства, мысли, намерения могут
отвечать добру, или же наоборот.
Существует множество мнений, что же такое добро. В основной форме добро - это все то важное,
что происходит в жизни человека, которое имеет положительную окраску, то есть добро есть то,
что помогает личности жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства, это то, что
заслуживает всяческих похвал. Близким к понятию «добро» существует понятие «благо», нередко
эти понятия заменяют друг друга. Интересная интерпретация этого понятия в религиозной и не
религиозной точке зрения.
Добро в религиозном понятии - это все, что создано Богом. Весь мир, а Бог является источником
добра и центром человеческих ценностей. В соответствии с этим, люди должны принимать добро
и ценности такими, какие они есть, искать в окружающих предметах и событиях божественное, а
не заниматься умозрительными поисками определение понятия Бога 7, с. 56 .
Добро в нерелигиозном понимании - это результат человеческой объективной оценки, оно лишено
божественного ареола, оно в силу своей природы индивидуальное, многогранное и зависит от
многих факторов, которые включают в себя семейные, национальные, территориальные ценности.
3
Существует множество мнений относительно морального добра. Самая известная мысль о том,
что это человеческое качество, которое позволяет человеку подняться над личными,
эгоистическими интересами, амбициями ради блага другого человека. Добрый человек несет
окружающим любовь, помощь, сопереживание, милосердие. Добрый человек не агрессивен и не
навязчив, он в любой межличностной культуре будет восприниматься как хороший.
Сразу возникает вопрос, а что же такое зло? Чем добро отличается от зла? Ведь понятие идут
всегда параллельно. Высшая мудрость - различать добро и зло.
Если говорить о добре как о ценности, то главной особенностью является то, что добро это не
просто ценность, а ценность «высшая». Высшая ценность всегда является целью, но никогда не
может быть использована в качестве средств для чего-то. Если, например, мы делаем добрые дела
для того, чтобы, например, создать хорошую репутацию о себе, чтобы нам было что-то выгодно,
то это не добрые дела 3, с. 140 .
Добро творится обычными делами от чистого сердца, иначе говоря безвозмездно. Именно поэтому
добро является «высшей ценностью». То есть это ценность, которую мы не можем использовать
для достижения других целей. Как же добро взаимодействует с другими ценностями? Кто
занимался осмыслением понятия «добро»?
Творческое задание №11
1. Выбрать информационный продукт (художественный, документальный, мультипликационный
фильм, видеоклип или иной видеоряд, книга, газета, журнал, компьютерная игра, интернет-сайт
или электронная публикация и др.) для экспертного морально-нравственного исследования.
Для исследования был выбран фильм режиссера В. Сигарева «Волчок».
2. Проанализировать морально-нравственное содержание информационного продукта на основе
базовых моральных принципов «коллективизм – индивидуализм», «альтруизм – эгоизм»,
«аскетизм – гедонизм», «идеализм – утилитаризм», «оптимизм – пессимизм», «патриотизм –
космополитизм», «догматизм – нигилизм», «конформизм – нонконформизм», «гуманизм –
антигуманизм».
Социально-педагогическая проблема состоит в деструктивности как матери, так и бабушки,
ребенок растет в обстановке постоянных алкоголизма и развратного, асоциального поведения
близких родственников. Отец ребенка по сценарию фильма отсутствует.
В фильме представлены различные фильмы девиантного поведения, в частности, антисоциальное
поведение (побои, насилие), аморальное поведение (алкоголизм, агрессия, развратное поведение в
присутствии ребенка).
Также часть фильма повествует о уже выросшей девочке, которую воспитала сестра матери после
того, как та бросила ее на вокзале. Мать не изменилась и продолжает злоупотреблять алкоголем,
по сценарию девочка-подросток курит, что уже само по себе является признаками
отклоняющегося поведения
Правовое заключение
Данный фильм является полносюжетным информационным продуктом, предназначенным для
просмотра зрителями старше 16 лет.
Сюжет фильма начинается с того, что беременную женщину задерживают полицейские за
нападение на человека. Спустя годы она возвращается из тюрьмы. Все это время ее дочь
находилась на попечении бабушки. Женщина стала вести беспутный образ жизни, но при первой
4
встрече она дарит ребенку игрушку — маленький волчок, который будет с девочкой долгие годы.
Далее мать приводит Николая, которого она встретила в поезде. Далее по сюжету следует
постельная сцена рядом с ребенком, которая спит на той же кровати. Наутро Николай стал
требовать с матери деньги, а девочка бросила на него банку с молоком.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адорно, Теодор В. Проблемы философии морали / Теодор В. Адорно. – Москва:
Республика, 2009. – 239 с.
2. Великие мыслители о великих вопросах: современная западная философия / под ред. Р. А.
Варгезе; пер. К. Савельев. – Москва: ФАИР–ПРЕСС, Москва : Гранд, 2010. – 399 с.
3. Кропоткин, П. А. Этика: [избранные труды] / П. А. Кропоткин. – Москва : Политиздат,
2011. – 496 с.
4. Кузьмитович, Е. С. Гуманистическая мировоззренческая культура как ценность
современной цивилизации / Е. С. Кузьмитович. – Минск: БНТУ, 2011. – 236 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»/КонсультантПлюс.
6. Хвостов В. М. Этика человеческого достоинства: критика пессимизма и оптимизма / В. М.
Хвостов. – Москва: Совершенство, 2018. – 161 с.
7. Чесноков, Н. Г. Этика и истина : монография / Н. Г. Чесноков ;науч. ред.
С.Д. Лаптенок; Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. – Могилев: МГУ
им. А. А. Кулешова, 2012. – 175 с.