Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема взаимодействия власти и общества была и остается актуальной для России и по сей
день. Поскольку Российская Федерация является демократическим государством, то отстаивание
интересов различных социальных слоев осуществляется их законно избранными представителями
— депутатами. Принимая решение стать помощником депутата важно помнить, что это не просто
статус и великолепный старт для политической карьеры, но и прежде всего – государственная
должность.
Теоретические аспекты деятельности помощника депутата
Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления, а конкретнее, в
аппаратах исполнительных или представительных органов. Любая муниципальная должность
имеет несколько подвидов. Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой
деятельности. К ним относятся:
• Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных
органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых
служащих.
• Политика замещения должностей муниципальной службы, не являющихся выборными.
3
• Подчинение муниципальному образованию.
• Деятельность осуществляется на постоянной основе.
Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных
должностях (точнее - "Положение о муниципальной службе"). Именно в этом документе
прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой
деятельности.
Качества и навыки, которыми должен обладать помощник депутата, могут быть различными.
Кроме «банальных» ответственность, пунктуальность, исполнительность и т.д., чаще всего от
помощников потребуются и такие навыки, как:
• дипломатичность, прагматичность;
• навыки секретарь-референтной работы;
• организационные навыки;
• предусмотрительность;
• умение рационально распределять рабочее время и максимально экономить время шефа;
• стрессоустойчивость, определенное знание психологии (не редко у депутатов может быть
плохое настроение, которые они не прочь отразить и на своих подчинённых);
• презентабельная внешность и умение подать себя, расположить к себе;
• эрудированность и компетентность в конкретных вопросах.
Помощник депутата – это не только лицо, приближённое к прямой государственной службе, а и
приближённое к самому депутату. А потому кроме ряда профессиональных качеств, помощник
обязательно должен быть и единомышленником. То есть можно быть отличным специалистом,
но, просто не сошедшись с депутатом характерами, можно и лишиться должности. А можно быть
уволенным и за чрезмерную любопытность. Лишние вопросы не по теме если и можно задавать,
то очень деликатно и в подходящее для этого время. Ведь народный избранник – это, прежде
всего, человек, а уже потом государственное лицо. Часто депутаты оказываются не с простым
характером, не с простыми делами и ещё чаще – с проблемами. В этом случае принцип «не
навреди патрону» играет важную роль в работе помощника. Выполнять поручения и не задавать
лишних вопросов – золотое правило помощника депутата.
Обязанности и права
Рассмотрим, что входит в обязанности помощника депутата:
• выполнение поручений депутата, связанных с его депутатской и политической
деятельностью;
• по поручению депутата взаимодействие с избирателями, государственными,
федеральными и муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими
организациями;
4
• организация записи на прием к депутату;
• предварительный прием избирателей и прочих лиц, имеющих дела и вопросы к депутату;
• организация встреч депутата с избирателями;
• оказание депутату консультативной, организационно – технической и юридической
помощи при осуществлении депутатских полномочий;
• подготовка информационных и справочных материалов, необходимых депутату для
осуществления его деятельности;
• подготовка проектов ответов на обращения и заявления граждан;
• подготовка проектов депутатских предложений, обращений, заявлений, законопроектов и
прочих документов, относящихся к другим должностным государственным деятелям, а также к
руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.
Правами помощника депутата можно считать:
• Оклад из общего месячного фонда, который равен 1,65 от ежемесячного оклада депутата и
распределяется на всех помощников.
• У него бесплатный проезд на всех видах транспорта в черте города и на пригородных
маршрутах.
• Пользование залами для делегаций на вокзалах и аэропортах.
• Ему возмещаются расходы, требующиеся для деятельности депутата, в том числе
производится возврат расходов в командировке на аренду жилья, транспортные расходы и др.
• Предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в 36 рабочих дней.
• С досрочным прекращением полномочий депутата помощнику выплачивается 3 месячных
оклада и оказывается помощь в приеме на предыдущее место работы.
• Он имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.
Обязанности помощника депутата на примере МО Константиновское.
Рассмотрим деятельность помощника депутата на примере деятельности Муниципального округа
Константиновское. Официальное наименование муниципального образования – внутригородское
муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Константиновское.
Сокращенное наименование муниципального образования – муниципальное образование МО
Константиновское. Муниципальное образование является внутригородской территорией СанктПетербурга.
В обязанности помощника депутата в МО входит:
1. В целях обеспечения эффективного исполнения депутатом Муниципального Совета
полномочий, предусмотренных действующих законодательством и правовыми актами
5
Муниципального Совета, помощник оказывает депутату Муниципального Совета постоянную и
всестороннюю правовую, аналитическую, консультационную, организационно-техническую и
иную помощь по вопросам деятельности депутата Муниципального Совета.
Помощник депутата: проблемы практической ситуации
Правовое положение помощника депутата Государственной Думы закреплены в законе № 133-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». Данный закон не только закрепляет за депутатами право
иметь помощников, но также разделяет их работу на несколько видов: работу на постоянной
основе, работу по совместительству и работу на общественных началах, что непосредственное
влияет на их полномочия. Успешность деятельности помощника депутата и функционирования
приемной в решающей степени определяется степенью его профессиональной компетентности и
готовностью продуктивно выполнять возложенные на него функции.
Содержание уровней развития профессиональной компетентности государственных служащих
описано Паниным, который выделил три уровня компетентности государственного служащего:
гражданский; профессиональный, политический.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что роль помощника депутата в политическом процессе огромна.
Он не только осуществляет связь между представителями законодательной власти и населением,
но и исполняет обязанности организатора избирательных кампаний, формирует имидж депутата,
занимается PR-деятельностью. Поскольку работа помощника депутата носит крайне
разносторонний характер, то, в первую очередь, он должен владеть вопросами, которые чаще
всего поступают в общественную приемную, для чего необходимо иметь тесную связь с органами
местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для
академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
2. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для
прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 238 c.
3. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием
информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
4. Информационный бюллетень местного самоуправления. 2016. 30 авг. N 24.
5. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном
хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
6
6. Мархинин, В.В., Сальников А.И. ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА:
НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология,
политология, философия, история: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(49). –
Новосибирск: СибАК, 2015.
7. Прудникова, А.С., Трофимова М.С. Местное самоуправление и муниципальное
управление. М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 c.
8. Миргородская, Т.В. Муниципальное управление / Т.В. Миргородская. - М.: КноРус, 2013. -
248 c.
9. Моисеев, А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д. Моисеев, А.С.
Шурупова, Л.В. Московцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 159 c.
10. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю.
Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
11. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев,
Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 494 c.
12. Полеваков О.В. Проблемы правового регулирования статуса помощника депутата
муниципального образования.//Власть . 2014. № 1.
13. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организаций", "Государственное и
муниципальное управление", "Управление персоналом" / К.В. Решетникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 175 c.
14. Самойлов, В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и
политических процессов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности
"Государственное и муниципальное управление" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и
право, 2013. - 271 c.
15. Широков, А.Н. Муниципальное управление: Учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.:
КноРус, 2013. - 244 c.
16. Шугрина, Е.С. Муниципальное право. М., 2014.
17. Эриашвили, Н.Д. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях:
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция",
"Государственное и муниципальное управление" / Н.Д. Эриашвили, Л.В. Щербачева, А.Л.
Миронов; Под ред. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.