Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Под предметом науки можно понимать саму систему знаний об изучаемом объекте. В этом случае предметом физики будет совокупность физических знаний о мире, сгруппированная в научную или учебную дисциплину. Важно обратить внимание на то, что ни одна из наук не изучает мир с точки зрения его универсальной целостности. Каждая из них изучает какой-то один из аспектов мира, как правило, не учитывая, что общество и человек - это главные его составляющие, которые во многом определяют теперь его эволюцию. Вышеприведенное определение предмета философии является неполным и может быть рассмотрено как предварительное.
Объектом исследования является научное определение предмета философии. Предмет исследования – представления о предмете философии как области знаний.
Цель исследования – анализ основных концепций предмета философии. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Обзор основных подходов к предмету философии.
2. Сравнительный анализ современных представлений о предмете философии.
3. Характеристика объективных причин преобразования предмета философии.
Методы исследования: - это общенаучные методы, такие как анализ, дедукция, историко-генетический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал исследования может быть использован для улучшения знаний и практических навыков в преподавании философии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1.Понятие и содержание предмета философии
1.1.Обзор основных подходов к предмету философии
Традиционное определение философии (следовательно, и ее предмета), принятое в советское время, было следующим: философия есть наука об отношении духа к природе, сознания к материи, наука о мире в целом, о наиболее общих законах развития этого мира, общества и мышления человека.
Первую попытку определения философии сделал Сократ, конкретизировавший понятие мудрости. Мудрость, по Сократу, была не просто истиной, а уже и обладанием истиной. И, более того, мудрость стала пользой для человека. Сократ определял мудрость как стремление к полезному [9: с. 173]. Это значило, что философия есть стремление к мудрости, которая, в свою очередь, должна приводить нас к пользе. Польза есть результат применения знания, истины к практике, результат, который выгоден для человека. Из сферы созерцательно-эстетической и умозрительно-рассудочной философия устремилась к практике, то есть к человеку как общественному существу.
Еще дальше по пути сужения объекта философии пошел Платон. Он искал уже не истину, как досократики, не гармонию, как Пифагор, не пользу, как Сократ, а идею. Для него идея есть родовая сущность вещей. Она вечна, бессмертна и определяет собой строение вещей. Идея у Платона генерализует вещи, сообщает им упорядоченность, переводит их из мира хаотического в мир космический. В конечном счете, идея есть идеал, алгоритм, в соответствии с которым существуют вещи, или все тот же архетип, из которого рождаются и вещи, и процессы объективного и субъективного мира. Высшая идея, по Платону, есть Благо, или Бог. Эта идея идей, или идея как таковая, у Платона соединяет в себе созерцательное, интеллектуальное и практическое отражение мира благодаря философии. Созерцание у Платона сопровождает работу интеллекта, а не довлеет над ним, как это было у до- сократиков.
Аристотель определяет философию еще более узко. Для него философия есть уже не любовь к мудрости, а мудрость без любви. Правда, он предполагает, что мудрость можно постичь умом, то есть в основном через анализ целого и синтез частей. Вся его «Метафизика» построена по принципу расчленения любых объектов изучения (в том числе и мудрости) на сущее как таковое и на привходящее (то есть случайное). Даже математику и физику он называет частями мудрости, так как они заняты изучением привходящего, то есть не количественных отношений, а линий, углов, через которые они проявляются [1: с. 279]. По Аристотелю, «мудрость есть наука об определенных причинах и началах», то есть наука о сущем [1: с. 67].
Само же появление философии Аристотель выводит не из любви, а из удивления, то есть из чувства, но не из потребности. Удивление равнозначно недоумению, или незнанию, тупику ситуации, в которой мог оказаться человек. А поскольку у древнего грека тупиком было все его бытие, то философия определялась самой его жизнью, необходимостью познания ради приспособления к природе, скрытым стремлением к полезному. Хотя Аристотель и говорит о философии как о свободном знании, «ибо она существует ради самой себя», на самом деле он лишь на свой интеллектуальный манер интерпретирует Сократа, так же, как и Платона [1: с. 69].
Однако у Аристотеля, как по форме, так и фактически философия перестает быть эстетическим созерцанием Истины и Блага, а становится интеллектуальным умозрением, результатом работы интеллекта. Аристотель - это своего рода Гегель античности. У Аристотеля философия стала наукой мудрости, причем логической наукой мудрости. Даже «Этика» у Аристотеля написана с помощью методов анализа и синтеза. Аналитико-синтетическим методом рассмотрены у него, например, такие категории, как «справедливость», «дружба» и др. От Аристотеля философия начала свой путь к средневековой схоластике.
Один из ярких представителей средневековой религиозной философии Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке н.э., использует логицизм Аристотеля для рефлексии разума в сферу морального сознания. Для него философия по-прежнему есть любовь к мудрости, но, как он говорит, «один только Бог - по природе благ и мудр» [3: с. 111]. Поэтому у него любовь к Богу и есть истинная философия. При этом Дамаскин выделяет четыре вида мудрости: мудрость как таковую, правду, целомудрие и доблесть. Дамаскин подражает в своем философствовании Аристотелю, так как его философия есть тот же анализ, что и у древнегреческого философа. Но у Дамаскина мудрость есть уже не чистое созерцание, как у досокра- тиков, и не чистая мыслительная деятельность, как у Аристотеля, а есть «помысл», то есть руководство к действию. Следовательно, здесь наблюдается зигзаг, или возврат, к пониманию философии как стремления к полезному.
В Новое Время мы имеем полное господство рационализма в понимании мира и человека. Философия, как и вся культура, тоже становится рационалистической. Ее можно назвать наукой прикладного мышления. Область ее приложения - интеллект и природа. Но философский рационализм Нового Времени по-своему продолжает схоластику Средневековья. И схоластика, и рационализм сходны в одном - в культе формы, довлеющей над содержанием. От философского рационализма можно было идти к истине двумя путями: к опыту, к практике - к этому звал Ф. Бэкон, и к чистому мышлению, к мысли ради нее самой, то есть к тому, что провозгласил своим девизом еще Аристотель. По этому - второму - пути пошла немецкая классическая философия. Это был второй зигзаг в развитии философии и ее предмета, имевший антисократовское содержание.
Вероятно, философия должна была пройти через этот этап упоения мышлением. Это был этап, на котором господствовала логическая мысль, рассуждение ради самого рассуждения. Целью философствования стало совершенство самой мысли, а методом философии - изощренные способы его достижения. Особенно ярко это видно в мышлении Гегеля. Отсюда понятно, за что Шопенгауэр так ненавидел Гегеля (он называл его философом с физиономией трактирщика): за предательство истинной философии, то есть досократовской созерцательной философии и сократовской философии, стремящейся к пользе. Интересно, что и в других областях культуры были такие же периоды в развитии, когда господство формы приводило к утрате содержания. Это видно по средневековой музыке, манерной и рафинированной от полноты чувств и ценностей земной жизни, по искусству балета, где изощренность движений, пластики довлела над чувством радости от самого танца. Это видно и по литературе XVIII-XIX веков, которая взяла на себя функцию не только живописуемости быта людей и общества, но и функцию самоосознания обществом своей эпохи. На этом этапе философия действительно стала наукой, но только наполовину: она стала системой категорий, системой рассуждений, то есть исчислением, непротиворечивым внутри себя набором понятий. В то же время философия сохранила схоластичность, оторванность от практики. В этом смысле она, конечно, наукой не являлась.