Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о цивилизационной принадлежности России к Западному или Восточному пути развития является открытым и актуальным на современном этапе развития исторической науки, геополитики и политологии. Кроме того, есть мнения, что Россия является уникальной, самобытной, не принадлежащей не к Европе, не к Азии страна.
Наличие в науке противоречивых и дискуссионных точек зрения на Российскую цивилизацию, пути и перспективы её исторического, политического и культурного развития определяет актуальность проблемы, над которой мы будем рассуждать в данном исследовании.
В этой связи цель нашей работы – доказать, используя концепцию Д.С. Лихачова, что Россия не принадлежит к восточной цивилизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить работу Д.С. Лихачова «Россия никогда не была Востоком» (Об исторических закономерностях и национальном своеобразии: Евразия или Скандославия?);
-определить концептуальные основы работы исследователя;
-выяснить, какие аргументы использует Д.С. Лихачов, чтобы доказать, что Россия не восточная страна;
- описать, этапы становления Российской цивилизации;
- проанализировать развитие Российской цивилизации в настоящее время, доказав, что она не относится к цивилизации Востока.
1. Россия не восток: к вопросу пути развития страны
с позиций Д.С. Лихачова
Д.С. Лихачов, будучи известным культурологом и историком, в своей работе «Россия никогда не была Востоком» раскрывает свою концепцию, согласно которой он рассматривает Россию как Европейскую, а не Азиатскую цивилизацию и называет Россию Скандославией, тем самым признавая уникальность цивилизации, складывающейся веками на территории, которую занимает современное российское государство .
Д.С. Лихачов определяет ось, парадигму, по которой происходило развитие Руси. По его мнению, основополагающей осью является цивилизационная ось Север-Юг, а не традиционно принятая для исследования цивилизационной принадлежности нашей страны ось Запад-Восток.
В статье исследователь приводит аргументы в пользу того, что на развитие Русской земли большое и решающее значение оказала цивилизация Византии, не Европы, а именно Византии, особенно в культурном плане. Принятие христианства по византийскому типу позволило Руси сделать семимильный шаг в духовном развитии и позволило приобрести авторитет на мировой арене средневековья.
На развитие государственности и военной мощи страны влияние оказала Скандинавия с её военачальниками из рода Рюриковичей.
Д.С. Лихачов утверждает, что в развития России её восточные соседи сыграли незначительную роль, а кочевые племена монголов, осаждающие её территории более двухсот лет вообще имели «ничтожное» значение .
Далее в статье автор рассуждает об эпохе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, приводя в пример их заветы, полные христианской морали, что, по мнению, Д.С. Лихачова говорит о том, что с самых древних времён на духовном уровне Русь формировалась как западная, а не восточная страна.
Ссылаясь на работы В. И. Сергеевича и немца К. Леманна, которые ещё в XIX в. исследовали цивилизационные особенности развития России, автор придерживается мнения, что в XIII в. в Скандинавии ещё не была развита государственность на том уровне, что в России, поэтому можно утверждать, что государственность по Скандинавскому типу не насаждалась славянам, ибо она возникла в Швеции значительно позже прихода на Русь Рюрика, а сложившийся государственный, или как его называет Дмитрий Сергеевич Лихачов, княжеский строй, формировался за счёт сложившихся вечевых и коллективных традиций древнеславянского общества. Именно поэтому нашествие кочевников не смогло сломить славянской общественной организации несмотря на то, что государственный строй был разрушен .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Захарова Е. Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком. - М.: АРКТИ, 2008. - 312с.
2. Гусейнов А. А. О культурологии Д. С. Лихачева // Гусейнов А. А., Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева: комментарий к книге Д. С. Лихачева «Избранные труды по русской и мировой культуре». - СПб.: СПбГУП, 2006. - С. 23-40
3. Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев — многогранность научного наследия // Проблемы сохранения и изучения культурного наследия: к 100-летию академика Д. С. Лихачева: материалы науч. сессии Отд-ния ист.-филол.наук РАН, Москва, 20 декабря 2006 г. - М.: РАН, 2006. - С. 26–37
4. Лихачёв Д. С. Россия никогда не была Востоком. (Об исторических закономерностях и национальном своеобразии: Евразия или Скандославия?) // Лихачёв Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3 т. - СПб., 2006. - Т. 2. - С. 43 – 59
5. Лотман Ю. М. Современность между Востоком и Западом // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб.: Наука, 2002. - С. 744-751
6. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд. 4-е. – Брянск: Курсив, 2000. - 539 с.
7. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века: Учебник для 10-11 кл./ Под ред. В.И. Уколовой.- М.: Просвещение, 1997.- 400с.
8. Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 368 с.