Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основной проблемой современных
городов является проблема городского движения. Появление личных
транспортных средств позволило быстро освоить пригородные территории и
способствовало быстрому росту городов. В современном городе огромное
значение имеет фактор времени. Прогрессивность системы расселения,
качества планировки и застройки городов и целых групп населённых мест
определяются, в частности, разветвленностью сети и скоростью движения
городского транспорта.
Системный подход к решению транспортных проблем – это осуществление
на государственном уровне сложной интегрированной политики на основе
синтеза систем управления транспортом, градостроительства,
землепользования и организации дорожного движения, реализуемой через
соответствующие отраслевые и правовой базы. Только такой синтез
управления становится необходимым условием ликвидации транспортного
коллапса в крупных городах.
3
1 Особенности современного транспортного развития городов
Транспортная инфраструктура является частью социальной инфраструктуры,
от состояния которой во многом зависит развитие экономики в целом.
Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность маршрутов
общественного пассажирского транспорта в муниципальных образованиях
для организации пассажирских перевозок и набор отраслей и предприятий,
обеспечивающих их выполнение и обслуживание. Внутри городов наиболее
востребован автомобильный транспорт.
Современные города очень быстро разрастаются, а вместе с городами
возрастает количество автомобилей, причем количество автомобилей в
городах растет с каждым годом такими темпами, что транспортная
инфраструктура не успевает за ними. Основные негативные факторы
транспортной проблемы больших городов:
1) ухудшение экологической обстановки из-за большого количества
бетонного и асфальтобетонного покрытия, без компенсирующих их зеленых
зон и парков, а также загрязнения атмосферы вредными выхлопными газами,
особенно в центрах городов, где наблюдается максимальное скопление
машин;
2) большое количество автомобилей создает повышенный шумовой фон
города, что негативно сказывается на здоровье жителей;
3) большие потери времени жителей на перемещение из дома на рабочее
место и обратно, которые увеличиваются по мере роста самих городов;
4) большое количество дорожно-транспортных происшествий;
5) по мере роста городов увеличивается потребность в автомобилях, для
которых требуется необходимая транспортная инфраструктура (дороги,
паркинги, автостоянки и т.д.).
Лидирующая позиция автомобильного транспорта в транспортной системе
городов определяет основную инфраструктуру городского транспорта,
включающую улично-дорожную сеть, транспортные средства, сети
4
обслуживания, технические средства управления движением, обустройство
автомобильных дорог дорожными знаками, системами фото- и
видеофиксаций по выявлению нарушений Правил дорожного движения,
Центр по мониторингу безопасности дорожного движения и другие объекты.
Высокий уровень дорожно-транспортной аварийности, особенно на
территории городов и населенных пунктов, на которые приходится до 70 %
ДТП в России (в них погибает более 40% и получают ранения более 65%
общего числа пострадавших), выдвигает проблему обеспечения безопасности
дорожного движения как общегосударственную приоритетную проблему,
имеющую большое социальное и экономическое значение .
2 Развитие и способы решения транспортных проблем современного города
В условиях продолжающейся урбанизации и автомобилизации общества в
развитых и развивающихся странах мира усложняются транспортные
проблемы, связанные с удовлетворением спроса населения на транспортные
услуги. При этом кризисное состояние обслуживания жителей всеми видами
городского уличного транспорта характеризуется сходным набором проблем:
- образование дорожных транспортных заторов резко снижает скорость
сообщения пассажиров и скорость оперативной доставки грузов на уличных
видах транспорта;
- загрязняется атмосфера городов отработавшими газами автомобилей;
- увеличивается транспортный шум;
- повышается аварийность на дорогах;
- блокируется движение специального транспорта экстренно-аварийных
служб города;
- осложняются градостроительные проблемы, связанные с реконструкцией
улично-дорожной сети, парковкой и хранением легковых автомобилей, и
другие проблемы, которые в конечном итоге отражаются на здоровье и
качестве жизни населения .
5
Подтверждением этому явились доклады и Резолюция международной
конференции в формате высокого уровня «Город и транспорт: безопасность,
эффективность, устойчивость», прошедшей в г. Хабаровске 4—5 сентября
2017 года по инициативе Минтранса России и ОАО «Научноисследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
с участием руководителей и ответственных представителей транспортных
министерств и ведомств государств — членов ЭСКАТО (Economic and Social
Commission for Asia and the Pacific (ESCAP), находящейся под эгидой ООН),
а также представителей региональных органов власти, администраций
городов, общественности, научного и экспертного сообщества, бизнеса и
других заинтересованных сторон.
Итоговым решением конференции стало проведение азиатско-тихоокеанских
международных конференций по безопасности, эффективности и
устойчивости городского транспорта с периодичностью один раз в три года.
При этом Секретариату ЭСКАТО предложено проработать вопросы о
подготовке международных инструментов и рекомендаций,
устанавливающих общие принципы создания устойчивых гороских
транспортных систем, и об организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе
информационно-аналитического центра по транспорту, окружающей среде и
здоровью населения.
Цель такого центра — содействие сбору, анализу и распространению данных
и информации о планировании, внедрении и эксплуатации устойчивых
городских транспортных систем и услуг между странами и городами,
включая передовой опыт и научные знания в сфере обеспечения устойчивого
развития и функционирования городских транспортных систем. Следует
отметить выездное заседание президиума Государственного совета по теме
«Комплексное развитие территории Дальнего Востока» на площадке
Восточного экономического форума, состоявшегося в г. Владивостоке 5—6
сентября 2017 года с участием Президента РФ, которое внесло изменения и
коррективы в федеральные целевые программы.
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение высокого уровня и качества жизни населения – одна из
приоритетных задач государства, которая находит свое отражение в развитии
социальной инфраструктуры городов и других населенных пунктов. В
постиндустриальных странах этой инфраструктуре стали уделять
повышенное внимание еще в середине прошлого века. Основным условием
повышения уровня и качества жизни населения выступает высокий уровень
развития, эффективность функционирования и доступность объектов
социальной инфраструктуры.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюков В. К. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ГОРОДОВ И
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ / В. К. Бирюков, А. В. Власов, К. Н.
Демченко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. —
№2 (33) Часть 1. — С. 27—29.
2. Зубайдуллина Д.В. // Управление экономическими системами. – 2014. –
№ 12.
3. Инновационная доктрина развития автомобильного транспорта / Ю. И.
Куликов, И. Н. Пугачѐв, Г Я. Маркелов ; под ред. Ю. И. Куликова.
Хабаровск, 2013
4. Кожин С.В. Старые и новые источники финансирования транспортной
инфраструктуры России// Российское предпринимательство. – 2012. – №
24(222). – c. 149-154.
5. Коростелева Н.В., Нестеренко Е.В. Развитие велоинфраструктуры в
городах как способ снижения негативного влияния транспортной системы на
городскую среду // Вестник Волгоградского государственного архитектурностроительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2016. –
№ 45(64). – c. 146-157.
7
6. Методология разработки и реализации концепции безопасности
дорожного движения и программы мероприятий на территории субъекта (на
примере Хабаровского края) : монография / И. Н. Пугачѐв [и др.]. Хабаровск,
2016
7. Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы
развития:междун. науч.-исслед. конф. 05 апр. 2018г., Самара-Оренбург:
материалы: в 2 ч. / редкол.: А.Н. Попов [и др.]. – Уфа: Аэтерна, 2018. – Ч. 1. –
475 с
8. Нарута Я.С., Овчинников В.С. Исторические аспекты развития
велосипедного туризма // Международный студенческий научный вестник. –
2016. – № 6. – c. 98.
9. Пугачев И.Н. Особенности современного транспортного развития
городов. // Транспорт и сервис – 2018 - №6 – С.9-15
10. Стратегия развития транспортных систем городов России : монография
/ И. Н. Пугачѐв, Ю. И. Куликов, Г. Я. Маркелов, Т. Е. Кондратенко.
Хабаровск, 2017.
11. Фаттахова А.Р. Развитие региональной инфраструктуры в период
кризиса // Управление экономическими системами. – 2014. – № 12(72). – c.
88.
12. Шелмаков П.С., Шелмаков С.В. Развитие велосипедного движения в
Российской Федерации // Успехи современного естествознания. – 2012. – №
6. – c. 183-184.
13. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2013 года
(с изменениями на 11 июня 2014 года). Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации. - http://docs.cntd.ru/
document/902132678.