Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 1
Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, так как в художественной ткани перестает быть просто отрезком речи, а становится необходимой частью образа. Язык в романе служит передаче творческой мысли самого Достоевского и рассуждений его героев.
Как отмечал, Бахтин: «Поток речи в романе имеет прерывистый, ломаный, неустойчивый характер, с массой пауз, оговорок и предположений типа «как будто», «как-то», «хотя», «впрочем» и т. д. С помощью речевых средств Достоевский создает в романе портреты своих героев:
а) дисгармония речи Раскольникова (паузы, неритмичность, прерывистость, несоответствие внешней и внутренней форм) отражает особенности его душевного склада, раздвоение личности. Не случайно еще М. М. Бахтин замечал, что «внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов…»;
б) обилие уменьшительных слов выразительно обрисовывает облик старухи процентщицы: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Большое место в романе занимают диалоги: напряженно спорят Раскольников с Соней, Лужиным, Дуней, Разумихиным, Порфирием Петровичем»[5].
Можно говорить о диалогическом характере всего романа. Об этой особенности тот же Бахтин замечал, что голоса героев «все время слышат друг друга, переплетаются и взаимно отражаются друг в друге…
Вне этого диалога «противоборствующих правд» не осуществляется ни один существенный поступок, ни одна существенная мысль ведущих героев». Однако можно утверждать, что у Достоевского своя собственная языковая манера, особенности которой позволяют ощутить невидимое, подспудное движение мысли, чувства, внутренней жизни его героев.
Объектом в тексте является не действующее лицо, а предмет, способный изменять свое состояние или качество, таковым в исследуемом романе предстает мысль персонажей. Объектом, на котором акцентирует внимание автор становится состояние, происходящие с ним изменения. Автора в большей степени интересует, как изменяется поведение действующего лица, взаимоотношения героев.
Большинство исследователей считает, что автор выступает в тексте не как индивидуальная личность, а как множество говорящих и понимающих личностей. Языковая картина мира же писателя представляет сложную структуру, которая, по сути, является индивидуализированным, творчески вербализированным представлением о мире, пропущенным через призму сознания автора, внутренняя духовная действительность, которую писатель стремиться изложить на поверхность. Выражение мысли героев происходит посредством речевой организации. Необходимо отметить, что понимание авторского видения мира происходит при переходе от понятия к образу, идее и далее от идеи к слову, то есть выраженной словом мысли.
Одним из основных элементов романа «Преступление и наказание» является процесс взаимодействия героя и появления его мысли. С помощью языковых средств Ф.М. Достоевский описывает изменения мыслей героев, ее направления, форму, способы. Мысль в романе имеет различные предназначения. Мысль является причиной появления чувств и эмоций героев, оказывает воздействие на принятие решений и совершение поступков. Отметим, что автор акцентирует внимание на мысли персонажей как ценной движущей силе, она становится объектом сравнения и воздействия.
Во многом писатель уделяет большее внимание началу, зарождению мысли, развитию.
«– Я теперь пьян капельку…. Но это ничего… дело в том, что эта мысль….. понимаешь? действительно у них наклевывалась, понимаешь». Мысль является движущей силой. Часто передается результат некой деятельности. Он думал и тер себе лоб, и, странное дело, как-то невзначай, вдруг и почти само собой, после очень долгого раздумья, пришла ему в голову одна престранная мысль.
Часто герой романа сам обращается к своим мыслям. Это наполняет его сознание.
«В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления».
Центральными и наиболее значимыми фигурами романа, конечно же, являются два главных идейных оппонента: бывший студент Санкт-Петербургского университета Родион Романович Раскольников и старшая дочь большого, но бедного семейства бедного чиновника, проживающего “по желтому билету” восемнадцатилетняя Софья Семеновна. Характеристика первого героя.
В этимологии отчество Раскольникова, содержит корень его свойств, таких как гордость и отчуждение от людей, раздражительность и гнев, иногда доходят до ненависти и презрения ко всем окружающим, включая любимую мать и сестру Дуню, а позже духовно спасающую его Соню Мармеладову.
Не христианским, а человекобожеским началом Раскольникова порождена, по мысли Достоевского, и его “теория” о разделении человечества на людей “обыкновенных” и “необыкновенных”, для которых якобы не существует «никаких моральных преград».
Вся история пути главного лица "Преступления и Наказания" определяется борьбой в нем указанных полярных противоположностей и переходом героя на позицию второго, первого. Эти переходы Раскольникова начинаются на стадии проектирования сознательного, а точнее, позволенного его совестью убийства старушки процентщицы, переступившего главный этический принцип:
«Я не старушку убил, я принцип убил”, — скажет Раскольников». После совершения этого замысла героя начнут мучать муки раскаяния между собственной совестью и тем, чтобы не допустить разоблачения его полицейским расследованием. Наконец, не одна, а две разные причины и цели мотивировали в глазах героя и его, по словам романиста, “дикий и фантастический вопрос”, которому раскольники позволяли свои шаги по принципу “не убей”. [Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 300.]
В исследовании мотивов поступка Раскольникова Белов С.В. отмечает, что примеры двойственности героя “Преступления и наказания” в двух первых случаях. Вот Раскольников идет на квартиру к старухе-процентщице делать “пробу” своему предприятию. Но, сделав заклад и отметив, где должны храниться старухины ценности, он вдруг восклицает: «О боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я... Это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — Неужели такой ужас мог прийти мне в голову? И я целый месяц...». «Чувство бесконечного отвращения» — говорит повествователь романа о Раскольникове, — «начинавшее давить и мучить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деваться от тоски своей». И тут же герой, выпив в распивочном стакан пива, вновь берет сторону своего страшного замысла: «Все это, вздор\”, — сказал он с надеждой, — нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!».
Речь идет о власти, конечно, не политической или экономической, или административной, а моральной. В смысле полной нравственной независимости от основополагающих моральных норм христианства вплоть до возвышения над ними. А это означает, что Раскольников в данный момент своей духовно-нравственной раздвоенности (именно в период самого преступления) сменяет ее уже на выбор между Богочеловеком и Человекобогом, но в пользу не первого, а второго, т.е. дьявола и антихриста. Этот же выбор он предлагает сделать и Соне Мармеладовой на том основании, что она тоже осознанно «смогла переступить» через завет “Не убий”: «Ты на себя руки наложила, ты 27 погубила жизнь... свою, это все равно!».
"Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором нечеловеческая теория сталкивается с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционной перестройки жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в романе, как заблуждение незрелых умов приводит к убийству, пролитию крови, инвалидности и ломке молодых жизней.
Основная идея романа раскрывается в образе бедного студента, умного и одаренного человека Родиона Раскольникова, не имеющего возможности продолжить образование в университете, плачущего нищего, недостойного человеческого существования. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как страшный теория рождается в сознании героя, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.
Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, реформация разрушила многовековые основы общества, лишив человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памятью. Личность человека была освобождена, таким образом, от любых моральных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих нравственных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно игнорировать. К такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозге рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, а с другой — серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным названием — "тварь дрожащая" и "муравейник".
Вариант 2
Честь и бесчестие – полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Когда идет разговор об этих понятиях, возникает вопрос: а имеет ли человек право на бесчестие. Многие писатели сосредотачивали свое внимание на изображении разных проявлений человека. Не стал исключением и А.Н. Островский.