Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наука - это такая же сфера человеческой профессиональной деятельности, как и любая
иная - индустриальная, педагогическая и другие. Единственное специфическое свойство
науки состоит в том, что если в иных сферах человеческой деятельности применяются
знания, получаемые наукой, то наука - эта та сфера деятельности, где главной целью служит получение самого научного знания.
Наука и определяется как область человеческой деятельности, функцией которой выступает выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Факты и понятия науки могут показаться случайными хотя бы в силу того, что установлены в случайное время случайными людьми и зачастую при случайных обстоятельствах.
Но, взятые воедино, они образуют единую закономерную систему, в которой количество
связей настолько значительно, что в ней невозможно заменить ни одного звена, не затронув при этом всех прочих.
Понятие методологии научного исследования
Каждое научное исследование проводится при помощи определенных приемов и способов, по определенным правилам. Учение о системе данных правил, способов и приемов
называется методологией. Впрочем, термин «методология» в литературе можно встретить
употребляемым в двух значениях:
- совокупность методов, используемых в какой-либо области деятельности (науке, политике и других);
- учение о научном методе познания.
Методология длительное время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). Такое понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта). И данное понимание методологии обладало
своими историческими основаниями: в условиях классового общества, разделения труда
на труд физический и умственный (согласно Карлу Марксу), относительно небольшая
группа людей «умственного труда» определяла цели деятельности, а остальные работники
«физического труда» должны были данные цели осуществлять. Так образовалась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель - мотив - способ -
результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» - ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и так далее; мотив либо «навязывался» человеку также извне,
либо он его должен был сам себе сформулировать (к примеру, мотив - заработать деньги,
чтобы обеспечить себя и свою семью).
Традиционно сформировалось представление, что методология почти полностью относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность выступает только одним из
специфических видов человеческой деятельности, вместе с философией, религией и искусством. Все остальные профессиональные виды человеческой деятельности отнесены к
практической деятельности. На все данные виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии художественной деятельности, методологии практической деятельности и другие.
В гуманитарных, в общественных науках в силу ранее недостаточной степени развития
их теоретического аппарата, сформировалась тенденция относить к методологии все теоретические построения, которые находятся на более высокой ступени абстракции, нежели
наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. К примеру, В.И. Загвязинский так
определяет методологию педагогики: "Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, иначе говоря педагогическом познании." Она
включает:
1) учение о структуре и функции педагогического знания, в частности о педагогической
проблематике;
2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические
положения (гипотезы, концепции, теории), которые имеют методологический смысл;
3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).
В приведенном определении присутствует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны - его узость.
1 Методика и процедура научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление старается проникнуть в суть исследуемых
процессов и явлений. Это возможно при условии целостного подхода к объекту исследования, рассмотрения данного объекта в появлении и развитии, иными словами использования исторического подхода к его исследованию.
Известно, что новые научные результаты и накопленные ранее знания находятся в диалектическом взаимодействии.
При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, невозможно не учитывать так называемые косвенные факты, которые
на первый взгляд кажутся несущественными. Зачастую бывает, что именно данные факты
скрывают за собой начала важных открытий.
В науке недостаточно установить какой-либо новый научный факт, необходимо дать ему
объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательный, теоретический или практический смысл.
Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит идея ученого, его замысел. В философском определении идея
представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности.
Идея отличается от иных форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражается объект исследования, но и содержится сознание цели, перспективы познания и
практического преобразования действительности.
Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В
основе идей лежат реальные события и факты. Жизнь выдвигает определенные задачи,
но часто не сразу находятся продуктивные идеи для их решения.
Тогда на помощь приходит способность ученого предлагать новый, абсолютно необычный аспект рассмотрения задачи, которую длительное время не могли решить при обычном подходе к делу. Развитие идеи до стадии решения задачи чаще всего осуществляется
как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но лишь плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование с надежностью дает возможность вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В последующем идет процесс продолжения целевой и общеидейной
обработки изначального замысла, изменения, уточнения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.
Под техникой исследования принято понимать совокупность особых приемов для применения того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования.
Весь ход научного исследования может быть представлен в виде указанной логической
схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и определенных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) осуществления исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы - первоначальный этап каждого научного исследования. В применении к научной работе понятие "актуальность" имеет особенность.
Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно выразить главное -
суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом,
формулировка проблемной ситуации - очень важная часть обоснования актуальности.
Заключение
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется
разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на
решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая
стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и
способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины,
или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском
принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. –
М.: Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.
2. Бочаров А. Б. Научное исследование: методы, принципы, проблемы и подходы :
пособие для студентов по курсу философии / А. Б. Бочаров ; Сев.-Зап. акад. гос. службы.
— Санкт-Петербург, Изд-во СЗАГС, 2004. — 63 с.
3. Кузнецов И. Н. Методика научного исследования : учебно-методическое пособие
для магистрантов и аспирантов / И. Н. Кузнецов. — Минск : БГУ, 2012. — 248 с.
4. Кузнецов И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие [для бакалавров]
/ И. Н. Кузнецов. — Москва : Дашков и К°, 2014. — 283 с.
5. Рыжков И. Б. Основы научных исследований и изобретательства: / И. Б. Рыжков.
— Москва : Лань, 2013 .— 224 с.
6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. - М.: Издательство: Дашков и Ко,
2009. - 244 с.