Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Приоритет государства в сфере финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации экономики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государственных расходов. Уровень воздействия перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в общем является предметом анализа много лет.
1. Понятие расходов бюджетов. Расходные обязательства
Основным звеном финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования
3
для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества. Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» . Бюджетной системой Российской Федерации считается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов . Она состоит из государственного кредита и государственного фонда страхования. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов . Понимание сущности того, что представляют собой бюджетные расходы очень важным вопросом, имеет как теоретическое, так и практическое значение. В последнее время в некоторых исследованиях рассматривают расходы бюджета как бюджетные права на получение бюджетных средств. К примеру, А.В. Голубев указывает, что расходы бюджета представляют собой объем прав в денежном выражении на использование средств бюджета . Детализируя это, автором указывается, что расходы бюджета и бюджетные ассигнования, которые утверждены законом о бюджете в состав общего объема расходов бюджета, представляют собой комплекс субъективных прав участников бюджетного процесса на использование бюджетных средств. В данном случае учитывается то обстоятельство, что категория «расходы бюджета» используется при составлении и утверждении проектов соответствующих бюджетов, а не только на стадии исполнения бюджетов.
4
Подобным образом и А.В. Ильин исходит из того, что «весь процесс финансирования получателей бюджетных средств является расходованием средств» . В свою очередь, исследования дальнейшего механизма осуществления бюджетных расходов, в частности их прохождения через казначейские органы, позволяет А.В. Ильину сделать вывод, что средства бюджета не перечисляются на отдельные банковские счета получателям – указанные средства только отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, «закрепляясь виртуально. Из всего представленного выше можно сделать вывод, что финансовое обеспечение получателей средств бюджета с правовой точки зрения выступает передачей им прав по принятию и выполнению обязательств бюджета в установленном объеме за счет соответствующего образования публично-правового характера .
2. Характеристика бюджетных ассигнований
Согласно ст. 69 БК РФ, к бюджетным относят ассигнования на цели по : - оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ), вто числе ассигнования на осуществление закупок товаров, работ, услуг с целью обеспечения нужд государственного (муниципального) характера; - обеспечению населения в социальном плане; - предоставлению инвестиций бюджета юридическим лицам, которые не являются государственными (муниципальными) учреждениями и ГУП (или МУП); - предоставлению субсидий юридическим лицам (исключая субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), ИП, физическим лицам; - предоставлению межбюджетных трансфертов; - предоставлению платежей, взносов, перечислений безвозмездного характера субъектам международного права; - обслуживанию государственного (муниципального) долга;
5
- исполнению судебных актов по искам к РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям по поводу возмещения вреда, который причинен гражданину или юридическому лицу в итоге действий незаконного характера (либо бездействия) органов власти государства (государственных органов), органов местного самоуправления или должностных лиц данных органов. В связи с этим, бюджетные ассигнования представляют собой средства, выделение которых производится из бюджета государства для разного рода целей. В качестве указанных целей могут быть рассмотрены муниципальные или государственные услуги, оплата контрактов государства, обеспечение граждан в социальном плане, инвестиционные вложения в деятельность негосударственных организаций .
3. Основы планирования и исполнения расходов бюджетов
Планирование расходов бюджета производится на этапе составления его проекта органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта орган представительной власти в него вносит разного рода корректировки. В качестве исходного пункта бюджетного планирования выступает установление объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде суммы доходов являются более инерционными, чем суммы расходов. Если расходы полностью являются подконтрольными государству, то большое количество доходных статей находится в зависимости от внешних условий, на них государством может оказываться влияние лишь опосредованным образом. К такого рода условиям относят объем ВВП, темпы роста экономики, размер базы налогов. В сфере государственного регулирования прямого характера находятся налоговые ставки, порядок и условия их взимания . Но при этом, возможности их оперативного изменения также являются ограниченными, потому что это требует законодательной процедуры. Именно в связи с этим при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной
6
Думе на первом этапе рассматривают общий объем доходов и расходов бюджета, а далее - распределение расходов по отдельно взятым статьям. Для того, чтобы обеспечить реализацию целей государства стратегического характера, план расходов бюджета на очередной год должен быть составлен как часть более долгосрочной программы и обязательным образом учитывать ее приоритеты. С данной целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Минфином разрабатывается перспективный финансовый план - среднесрочный документ, которые содержит сведения о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансовому обеспечению основных бюджетных расходов. Его составляют на три года, из которых первый год - это тот год, на который составляют бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты правительственной экономической политики. В качестве основы для формирования перспективного финансового плана выступает среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития государства, региона или муниципального образования, а вместе с тем и бюджет на текущий год.
Заключение
Категория «бюджетные расходы» проявляет свою самобытность в управленческом смысле, как определенная сфера государственного управления в сфере публичных финансов, в которой происходит предоставление и реализация прав на использование денежных средств бюджетов бюджетной системы государства. Давая общую характеристику расходных обязательств, необходимо указать цель их установления – финансовое обеспечение полномочий публично правовых образований. Расходные обязательства предопределены целями, задачами и функциями государства.