Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью контрольной работы является изучение функций семьи и ее воспитатательных возможностей.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть
проанализировать
охарактеризовать
Объектом исследования выступает семья как институт. Предметом исследования – ее воспитательные функции и возможности.
К основным методам исследования, использованным в работе, можно отнести метод сбо-ра данных и обобщения материалов, аналитический метод.
1 Основные функции семьи
Основные функции семьи приведены ниже:
1. Репродуктивная. Продолжение рода, сохранение здоровья. Эта функция является комплексной, т.к. семья участвует в продолжении рода не только количественно, но и ка-чественно. Это, в первую очередь, связано с предотвращением возможных аномалий или дисфункций у следующих поколений.
2. Воспитательная. Подготовка новых членов семьи к жизни в социальной среде, формирование навыков общественной жизни.
3. Хозяйственно-экономическая (забота о членах семьи, не достигших совершенноле-тия и нетрудоспособных). Особенно актуален в этом смысле вопрос о том, кто главен-ствует в семье
4. Духовно-эмоциональная (развитие характера и личности, понимание духовных ценностей, понимание дружбы и любви).
5. Досуговая (общее времяпрепровождение в семье, общие интересы).
6. Рекреационная (потребности в отдыхе, восстановлении физического м морального здоровья).
7. Социальная защита (социальное здоровье, поддержка друг друга в семье, психоло-гическая защита).
8. Эмоциональная (удовлетворение потребностей в дружбе, любви и взаимопонима-нии).
9. Сфера первичного социального контроля (моральная регламентация поведения, понимание ответственности за поступки, обязательства друг перед другом).
Функции семьи в жизни общества:
1. Стабилизирующая – ответственность каждого члена семьи друг перед другом, ко-гда интересы каждого члена семьи согласованы. Это создает социальную устойчивость всего общества.
2. Коммуникативная – контакт и взаимовлияние всех членов семьи между собой и с окружающими. Посредничество семьи в контакте своих представителей с культурой, ли-тературой и др.
3. Удовлетворение потребностей человека – это, в первую очередь, удовлетворение необходимости принадлежать к социуму. Человек не может постоянно быть один, как и сама семья не может находиться в изоляции от остального мира.
4. Воспитательная – первичная социализация нового члена семьи. Отношения внутри семьи, которые видит ребенок, являются для него образом, который он позже использует при формировании своей собственной ячейки общества. Эта функция имеет три аспекта: Формирование личности ребенка, его развитие в культурном и физическом смысле, пере-дача детям накопленного предыдущими поколениями опыта.
5. Воспитание всего коллектива семьи.
6. Влияние детей на родителей и других членов семьи, что побуждает взрослых по-стоянно заниматься самовоспитанием.
Рекреативная функция семьи:
1. Рекреативная (восстановительная) функция семьи заключается в следующем:
2. Организации досуга членов семьи.
3. Заботе о здоровье и благополучии каждого члена семьи.
4. Взаимопомощи.
Исследования ученых подтверждают, что жизнь людей вне семьи приводит к таким забо-леваниям, как язва желудка, гипертония, нервным расстройствам. Брак оказывает благо-приятное влияние, как на здоровье женщины, так и мужчины. При этом, мужчины поте-рю супруги переносят легче, чем женщины потерю мужа. Силы, затраченные в процессе работы, должны компенсироваться в семейной среде. Общий отдых всей семьи или се-мейной пары – это серьезное укрепление семейных связей.
Свидетельством нормально выполняемой рекреационной функции является:
Нормальная трудовая деятельность в семье.
Нормальные бытовые условия в семье, соблюдение гигиены и режима дня.
Наличие возможностей для отдыха физически и морально для всех членов семьи.
Общее планирование досуга.
Социальная и физическая активность в семье.
Нормальный моральный климат в семье .
Функции семьи с точки зрения социологии:
Наука социология занимается изучением развития и функционирования семьи, особенно-стей семейных взаимоотношений в определенных культурных или экономических усло-виях.
1. Социальный институт – основной целью является удовлетворение потребностей общества или индивидуума.
2. Малая социальная группа – ячейка общества, члены которой связаны кровно или общими условиями существования.
Социология выделяет специфические и неспецифические функции
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества / С. В. Дармодехин // Мир психологии. – 2008. - №3. С.159.
2. Дивицына Н.Ф. Семьеведение М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, – 2006. - 372 с.
3. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирский уни-верситет потребительской кооперации, 2006. - 194 с.