Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации гарантирует предоставление всем гражданам страны равных
прав на образование, а Федеральный закон «Об образовании в РФ» утверждает гуманистическую
направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть
приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.
Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и
обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.
1.Сурдопедагогика как наука
Сурдопедагогика - самостоятельная отрасль специальной педагогики. Специальная педагогика -
это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и
психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях,
определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств
затруднительно или невозможно.
Основоположником теории обучения глухих стал итальянский математик и ученыйэнциклопедист, профессор Римского университета Джероламо Кардано (1501-1576). Им было
опубликовано несколько научных работ, в которых он изложил основные положения обучения и
воспитания глухих детей. В своих трудах Д. Кардано давал убедительно объяснение своей теории
возникновения глухоты. Им было замечено, что причиной глухоты может являться болезнь, а
немота является следствием глухоты. На основе своих исследований Д. Кардано разработал
классификацию лиц с нарушением слуха, разделив их на три вида по признакам возникновения
глухоты, наличию у них речи. Первыми стали глухие от рождения, вторыми - рано потерявшие
слух (до того, как овладели речью), третьими - позднооглохшие, имеющие речевой опыт и
сохранившие речь. Именно Д. Кардано обосновал необходимость и возможность специально
организованного обучения глухонемых. По его мнению, обучение должно было опираться на
3
сохранные анализаторы, в том числе - зрение: «Мы можем заставить глухонемого понимать то,
что он читает, и говорить, что он пишет. Глухонемой понимает на основе размышления, что такое,
например, хлеб; если это слово написано и объяснено, то его память удерживает это объяснение
и значение слова. Он рассматривает в душе образы предметов, как представление виденной уже
картины».
Идеи Д. Кардано послужили основой для разработки методов и средств обучения и умственного
развития глухонемых. Основным методом обучения, по мнению ученого, является использование
наглядности при работе с глухонемым ребенком. Данный метод остается значимым до
настоящего времени.
В начале XVII в. одним из первых представителей общей педагогики стал Ян Амос Каменский -
выдающийся чешский ученый, основоположник христианской педагогики. Именно Я.А. Каменский
создал педагогику как отдельную отрасль научного знания. Он утверждал, что образование
должно быть доступно для всех слоев населения, в том числе и для детей с нарушениями в
развитии. В своей «Великой дидактике» Каменский отмечал: «если мы допускаем к развитию ума
только некоторых, устраняя других, то мы поступаем несправедливо не только в отношении
соучастников общей нашей природы, но и в отношении самого Бога» [3].
Одним из первых учителей глухонемых детей был монах католического монастыря Сан Сальвадор
Педро Понсе де Леон, обучавший детей с нарушением слуха из знатных семей. Воспитанники
получали знания в области речи, чтения, литературы, а в некоторых случаях и иностранных
языков. Обучение осуществлялось с помощью дактильной азбуки, письменной и устной форм
речи. Педро Понсе де Леон разработал способ обучения глухих словесной речи, доказал, что
глухой человек способен к образованию и коммуникации в среде людей с нормальным слухом.
В течение XVII- XVIII вв. пополняются знания в области фонетики. Создается более подробное
описание немецких гласных и согласных звуков и работы голосовых связок при произнесении
отдельных звуков.
В рассматриваемый период формируются два основных направления в обучении глухих детей.
Первое направление представляли английские и французские педагоги, использовавшие
жестовый язык как основу для обучения детей с нарушением слуха. Второе направление
представляли голландские, немецкие и итальянские педагоги, применявшие для обучения глухих
звучащую речь.
2. Предмет, объект и задачи сурдопедагогики
Объектом сурдопедагогики являются лица со стойким нарушением слуха, препятствующим
общению. В соответствии с методологическими положениями специальной педагогики
сурдопедагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченной слуховой функцией. В
контексте личностно-ориентированной парадигмы, принятой в настоящее время в общей и
специальной педагогике, в реальном образовательном процессе от позиции «объект» ребенок с
помощью педагога постепенно переходит к позиции «субъект» деятельности.
Как любая отрасль педагогики, сурдопедагогика реализуется на двух уровнях: на уровне
собственно практической деятельности в области обучения и воспитания лиц с нарушениями
слуха и на уровне теоретического осмысления и регулирования этой деятельности. Отсюда
предметом сурдопедагогики выступает теория и практика обучения и воспитания лиц с
нарушениями слуха.
4
Целью сурдопедагогики на практическом уровне является достижение неслышащим лицом на
основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации максимально
возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и
самореализации. На теоретическом уровне целью сурдопедагогики является разработка
методологических, методических и технологических основ оптимальной организации
образования лиц с нарушениями слуха.
К задачам практического уровня относятся:
передача опыта, накопленного предшествующими поколениями в виде системы знаний и
способов деятельности;
развитие устной и письменной словесной речи и языковой способности на основе формирования
потребности в словесной речи;
слухоречевая реабилитация, предполагающая развитие слухового восприятия и обучение
произношению;
формирование мышления и способов учебной деятельности;
физическое, нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание;
целенаправленная социализация, профориентация и социально-трудовая реабилитация лиц с
нарушениями слуха;
коррекция и профилактика недостатков развития, обусловленных дефектом слуха;
организация жизнедеятельности неслышащих детей в интернате;
слухоречевая реабилитация кохлеарно имплантированных детей.
К задачам теоретического уровня относятся:
изучение педагогических закономерностей развития человека в условиях слуховой депривации;
определение в соответствии со структурой дефекта слуха коррекционных и компенсаторных
возможностей глухих, слабослышащих и позднооглохших лиц в области образования;
разработка научных основ содержания, принципов, методов, форм, организационных условий
образования для неслышащих;
разработка коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных технологий
обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха;
изучение и разработка научных основ содержания, принципов, методов, форм организации
процессов социализации, профориентации, социально-трудовой реабилитации и интеграции лиц
с нарушениями слуха на различных возрастных этапах.
Заключение
Сурдопедагогика - это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания
детей и взрослых с нарушениями слуха. Название этой дисциплины происходит от латинского
слова surdus в значении глухой и греческого слова paidagogike, обозначающего науку о
воспитании детей. Современная сурдопедагогика включает теорию и практику образования двух
основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. В системе научного знания
5
она является одной из отраслей специальной педагогики, которая входит в структуру
дефектологии.