Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
1. Выделите (очертите и заштрихуйте разными цветами) и подпишите на рисунке четыре зоны восприятия: зрительную, слуховую, общечувствительную и соматосенсорную.
2. Опишите функции каждой зоны восприятия.
а) Зрительная:
служит для восприятия и анализа световых раздражений. Зрительный нерв (вторая пара черепно-мозговых нервов), передает информацию нейронам, часть которых расположена в переднем двухолмии среднего мозга, другая часть — в ядрах промежуточного мозга; Функцией является возникновение ощущений. Рядом находится периферия анализатора (18 и 19 поля), функция которого — опознание и осмысливание зрительных ощущений, что лежит в основе процесса восприятия. Дальнейшая обработка и взаимосвязь зрительной информации с информацией от других сенсорных систем происходит в ассоциативных задних третичных полях коры — нижнетеменных областях.
б) Слуховая:
служит для восприятия и анализа звуковых колебаний внешней среды. Нейрон, который находится в первичном (проекционном) слуховом поле и височной области коры больших полушарий обеспечивает возникновение ощущения, а более сложная обработка звуковой информации происходит в расположенном рядом вторичном слуховом поле, отвечающем за формирование восприятия и опознание информации. Полученные сведения поступают в третичное поле нижнетеменной зоны, где интегрируются с другими формами информации.
в) Общечувствительная:
центр письма, анализатор письменной речи, центр одновременного поворота головы и глаз в одну сторону, центр регулирующий работу всех скелетных мышц (у правшей – слева, у левшей – справа), центр речи (т.е. двигательный анализатор).
г) Соматосенсорная:
осуществляет такую сенсорную модальность как осязание, температура, проприоцепция, ноцицепция. Также осуществляет контроль пространственного положения частей тела между собой. Необходима для выполнения сложных движений, управляемых корой головного мозга. Проявлением деятельности соматосенсорной системы является так называемое «мышечное чувство».
Задание 2. Определить время световой адаптации. Зайти из освещенной комнаты в темное помещение. Засечь время и определить когда человек станет различать предметы в помещении.
Различение предметов стало возможным через 6 минут 23 сек.
Задание 3. Определить ближайшую точку ясного видения для ребенка, молодого и пожилого человека.
Человека просят закрыть левый глаз, а правым — читать вслух самый мелкий из различаемых шрифтов, приближая его до момента, когда буквы текста начнут расплываться. Линейкой определяют расстояние между ним и наружным краем глазницы. Таким же образом определяют положение ближайшей точки ясного видения левого глаза.
Ребенок. Левый глаз – 8 см, правый глаз – 8,2 см.
Молодой человек. Левый глаз – 13,5 см, правый глаз – 14 см
Пожилой человек. Левый глаз – 43 см, правый глаз – 42 см.
Задание 4. Составить режим дня, сравнить с нормативами, сделать выводы: соблюдается ли в целом режим в течение дня, недели, на какие виды деятельности необходимо обратить внимание, что откорректировать в режиме.