Фрагмент для ознакомления
2
1.Вклад А. Смита в создание теории микроэкономики. Что такое принцип невидимой руки,
экономический человек?
Одно из ключевых положений теории Адама Смита — необходимость освобождения экономики
от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он
подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма,
направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством
системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и
продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные
премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.
2.Сравните понятия «объём спроса» и «спрос». Как измеряется объём спроса? Что такое
индивидуальный и рыночный спрос?
СПРОС — фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное
денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный
3
товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель
желает и способен приобрести по данной цене в данный период времен
ВЕЛИЧИНА (или объём) СПРОСА — количество товара или услуг определенного вида, которое
покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина
спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и
комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
При определении объема спроса необходимо установить количество товара, которое будут
покупать потребители за определенный период времени. При этом учтите, что снижение цен
значительно увеличивает число покупателей и спрос. При повышении цены на товары объем
спроса уменьшится. То есть существует определенная зависимость между ценой за товар и
количеством реализованного товара.
3.Что такое технология производства? Как используемые технологии производства влияют на
предложение товаров?
Технология производства - способы, приемы и последовательность изготовления продукции или
выполнения строительно-монтажных идругих видов работ, обеспечивающие рациональное
использование всех ресурсов (материалов, машин, энергии, трудовых затрат и др.).
Рассмотрим неценовые факторы предложения (их еще называют «детерминанты» предложения»,
то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие
сдвиг кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
• цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных
ресурсов;
• возможности альтернативного использования ресурсов;
• цены ресурсов;
• технология;
• налоги;
• субсидии;
• количество производителей;
• ожидания производителей;
• другие факторы.
4.Когда на рынке возникает проблема сбыта товара? Как рынок решает проблему
перепроизводства и затоваривания?
С расширением номенклатуры товаров возникают затруднения при определении ответственных
за успех и провалы в коммерческой работе, при оценке эффективности различных рекламных
мероприятий по каждому товару, появляются проблемы с принятием решений о выходе на рынок
4
с товарами. Когда количество товаров и рынков превышает семь-девять на одного человека,
возникает реальная опасность их неуправляемости. В такой ситуации структуру с функциональной
ориентацией желательно преобразовать в товарную.
Товарная ориентация организационной структуры маркетинговой службы заключается в том, что
по каждому товару или группе сходных товаров назначается специальный маркетингуправляющий, которому подчиняются управляющие по формированию спроса и стимулированию
сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. Кроме того, управляющий
по формированию спроса и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему по
формированию спроса и стимулированию, а для определенного товара (группы товаров)
назначается управляющий по исследованию рынка, снабжающий информацией главного
управляющего по исследованию рынка, подчиненного маркетинг - директору. Через главного
управляющего по исследованиям рынка исходная информация поступает к маркетинг -
управляющим по товарам (группам товаров).
При такой организации маркетинга происходит специализация и появляется возможность
координировать усилия отдельных сотрудников в русле общих целей и задач предприятия.
Товарная ориентация наиболее ярко проявляет свои положительные свойства, когда требования к
рекламе, организации сбыта и обслуживания, упаковке и т.д. существенно различаются для
каждого товара. Недостатком этой ориентации является то, что существует много дублирующих
друг друга (в функциональном смысле) подразделений
5. Что такое товары нормального качества? Приведите примеры товаров нормального качества.
Как будет меняться спрос на данные товары в период кризиса и падения доходов покупателей?
Нормальный товар - товар, спрос на который растет при росте доходов потребителя.
Большинство товаров относятся к категории нормальных. По мере роста доходов население
покупает больше высококачественного продовольствия, товаров длительного пользования,
бытовой техники, автомобилей и т.п.
Посмотрим, как формируется спрос на нормальные и низшие товары, как влияют на этот спрос
такие факторы, как присутствие на рынке других похожих товаров и изменения в доходах
покупателей.
Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной
полезности, но также используя кривые безразличия и бюджетные линии.
Если цена на какой-либо товар падает, то при прочих равных условиях люди покупают большее
количество данного товара. Людям свойственно заменять товаром с более низкой ценой другие
товары, которые относительно дороже. И наоборот, если цена данного товара растет, то другие
похожие товары становятся для покупателя относительно дешевле и он начинает замещать
подорожавший товар другими.
6. Какие методы антимонопольной политики может использовать государство? Приведите
примеры.
1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются
антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное
законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную
5
конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться
на развитии конкуренции.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало
проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных
цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения
прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные
мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому
предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой
антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятиямонополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и
монопольно низкие цены.