Фрагмент для ознакомления
2
Художественное своеобразие В.В. Шукшина (по рассказам "Чудик", "Выбираю деревню на жительство", "Срезал"
Несомненно, Шукшин В.М. - это мастер в жанре коротких рассказов. Данного писателя считают продолжателем традиции классики в русской литературе. Главной целью жизни человека Шукшин считает желание помогать окружающим людям.
Особенностью творчества писателя считают стремление раскрывать сущности своего персонажа в самый сложный момент его жизни. В образе, создаваемом Шукшиным, воплощен, на мой взгляд, идеал человека простого русского. Любые произведения, по мнению автора, должны «порождать в его душе чувство радостного стремления вместе с жизнью или вслед жизни».
Приметными особенностями творчества Шукшина являются, на мой взгляд, быстрая смена картины, динамичность, которая способствует большему пониманию сложившихся ситуаций. Героем его рассказа является обычный человек, живущий так, как велит ему мир внутренний.
В плане языковом рассказ писателя очень ярок и многогранен. Автор легко может воссоздать речь героя, которая является очень образной и живой.
Чудик.
"...Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом". Именно на этом рассказ оканчивается. И в конце мы узнаем, что героя звали Князев Василий Егорыч.
Еще более лаконично начинается повествование: "Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные".
Очень скуп Шукшин на слова. Только то не экономия, а элегантность писателя, вкладывающего новый смысл в старые слова. Можно, к примеру, нудно и долго рассказывать о человеке, у которого чувство юмора отсутствует. Можно, как Шукшин, ограничиваться одной строкой: "Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось".
Очередной пример грамотного выражения: "Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался".
Сравнивая с продавцами хулиганов, Шукшин с определенным сарказмом отзывался о наглом и грубом торговом работнике периода советского. И это выглядит намного более изящно, чем прямолинейные карикатуры и фельетоны тех времен. Кроме этого, в одном предложении дается определенная характеристика главного персонажа. Понятно, что он человек застенчивый и провинциальный.
Данная характеристика усилена эпизодом с деньгами, которые были потеряны. Чудик видит в магазине на полу ассигнацию на пятьдесят рублей. Пошутил, что богато, мол, тут живут люди, деньги положил на прилавок и вышел. А потом обнаружил, что это были деньги его собственные. Кстати, большие, полмесяца тогда работали за полсотки. Но возвращаться и заявлять права свои постеснялся.
"Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: "Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить". Нет, не пересилить себя — не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать".
Эта короткая, но фраза емкая не только описывает определенный характер главного персонажа, но и обладают критикой социальной. Кажется, стереотипный диалог с почтовой работницей, которая "знает, как нужно писать телеграммы". А сколько издевки в нем над всеми мастями узколобых чиновников!
С первого взгляда в рассказе почти ничего не происходило.
Ну к родственникам съездил герой, ну потерял деньги, за что получил по голове от жены шумовкой, ну пообщался с людьми в дороге. Никакого криминала тебе, как в прозе современной "модных" писателей, вроде Доценко или Марининой, стрельбы никакой, ни одного изнасилования или убийства. Но, в то же время, рассказ просто насыщен протестами души чистой человеческой, которая вынуждена жить в мире неблагоустроенном и корыстном. Там есть эпизод, незаметный почти в течении общем событий, когда главный персонаж в поезде едет: "Входили и выходили разнообразные люди, рассказывали истории разные.
Чудик тоже рассказал одну какому-то товарищу интеллигентному, когда курили, в тамбуре стояли.
— У нас в соседней деревне один дурак тоже... Схватил головешку — и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит. "Руки, кричит, руки-то не обожги, сынок!" О нем же и заботится... А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным...
— Сами придумали? — строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков.
— Зачем? — не понял тот. — У нас за рекой, деревня Раменское...
Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил".
Так и будут от Чудика отворачиваться "интеллигентные" и не очень интеллигентные люди. Станет ненавидеть его сноха, в которой объединены извращенные типы "выходцев из деревни" всех недалеких.
Главному герою непонятна и странна реакция, которую он вызывает почти у всех людей, которые встречаются у него на пути в жизни. Он ведет себя правильно, так, как он думает, нужно себя вести. Но люди отвыкли от подобной искренности и открытости, потому наблюдают за ним как за самым настоящим чудиком.
Вот уже в самолете Чудик. Он побаивается немного, так как слабо верит в это чудо техники. Пробует поговорить с новым соседом, только тому газета более интересна. Скоро приземление, просит пристегнуть ремни стюардесса. Хоть сосед и относится к Чудику недоброжелательно, тот все же, осторожно прикоснувшись к нему, говорит, что пристегнуться стоит. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал... И поблагодарить бы должен он заботливого Чудика за заботу о человеке незнакомом, но вместо этого на него накричал за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы обиделся на месте героя– за заботу такая благодарность. А Чудик приглашает соседа домой к брату, чтобы челюсть продезинфицировать, прокипятить: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
"В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: "Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка".
Телеграфистка, сухая строгая женщина предложила, прочтя телеграмму:
— Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде.
— Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали...
— В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал.