Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Статус судьи установлен системой взаимосвязанных норм, имеющихся в различных отраслях права. Речь идет не вообще о правовом положении судей как граждан, а о статусе судьи в силу его должностного положения как представителя судебной власти.
Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Правовой статус - это законодательно признанная совокупность основополагающих прав и обязанностей субъекта права, предопределяющая его социально-правовое положение.
Учёные не выработали единых критериев при отборе различных элементов для включения их в правовой статус. Если права и обязанности - бесспорный элемент статуса, то такие элементы, как гарантии и ответственность до настоящего времени вызывают споры.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня правовая реформа в России осуществляется быстрыми темпами, формируются основы правового государства. Именно судьи принимают окончательное решение при осуществлении правосудия.
Целью работы является изучение правового статуса судей в России и за рубежом
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовой статус судей в России;
- изучить правовой статус судей за рубежом.
1 Статус судьи в России
Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие.
Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Хотя есть мнение, что ответственность нельзя включать в статус в качестве отдельного его элемента, так как она (ответственность) есть разновидность гарантий по реализации субъектом своих обязанностей, которыми его наделил закон.
В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями - гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на должности судей, процедурой приостановления и прекращения полномочий.
Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.
На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка.
Начиная с 1990-х гг. произошли значительные изменения судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
Конституция РФ, Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в РФ», Кодекс судейской этики и другие правовые акты подробно устанавливают требования, предъявляемые к личности судьи, его профессионализму, этическим качествам и состоянию здоровья, поведению и взаимоотношению с участниками судопроизводства, различными организациями.
В качестве основного классификационного критерия деления судейских прав и обязанностей можно считать их отношение к главной судейской функции - отправлению правосудия. По этому критерию все принадлежащие судьям статусные права и обязанности условно поделим на два вида:
1. Основные или процессуальные (непосредственно связанные с осуществлением правосудия);
2. Вспомогательные (относящиеся к организации судебной власти и ее конституционно-правовым принципам).
Процессуальные права и обязанности - совокупность полномочий судьи по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских. арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (создание прецедентов судебных). Данные права и обязанности имеют ярко выраженную процедурную направленность и устанавливаются преимущественно нормами процессуального законодательства.
Вспомогательные права и обязанности вытекают из высокого положения лиц судейского звания и связаны с обеспечением реализации
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Конституция Российской Федерация. – М.: Омега-Л, 2017. – 40 с.
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ – М.: Юрист, 2008. – 206 с.
3) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) – М.: Юрист, 2009. – 192 с.
4) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)
5) Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)
6) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция)
7) Административные реформы в России. История и современность. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. - 648 c.
8) Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Д.В. Дементьев. — М.: КНОРУС, 2016. — 332 с.
9) Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник/ В.Б. Зотов, СПб.: Питер, 2015. -357с.
10) Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления: учебник / В. И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2016. – 477с.
11) Малько, Муниципальное право России: учебник / А. В. Малько, С. В. Корсакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт), 2014. — 398 с.
12) Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование: учебник/ В.М. Манохин-М.: Юристь, 2017. 295с
13) Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие / А.Н. Миронов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 208 с
14) Муниципальное право России: курс лекций / И. В. Захаров, А. Н. Кокотов, А. Н. Костюков [и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. М: Проспект, 2016. - 256 с.
15) Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. В 2 т. Т. 1: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 300 с.
16) Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Пылин В.В. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2014. -256с.
17) Словарь финансово-экономических терминов/ А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Чаннов С. Е.Муниципальное право: Пособие для сдачи экзамена/ С.Е.Чаннов — М.: Юрайт-Издат,2016. — 192 с.
19) Чуньков Ю.И. Бюджетная система российской федерации: учебное пособие/ Ю.И.Чуньков – М.: МГИУ, 2015. -174с
20) Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/Е.С. Шугрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.