Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время у психологов и дефектологов особенный интерес вызывают проблемы социализации и обучения умственно отсталых детей. Учёные полагают, что социальное развитие детей выражается в способах их познания окружающего их мира и применение своих знаний в разных жизненных ситуациях. Все умственно отсталые дети со временем учатся понимать самих себя и окружающих.
Приобретаемые способности межличностных взаимоотношений способствуют ему овладевать культурой поведения. С возрастом дети расширяют для себя предметный, естественный и социальный мир. Кроме расширения взглядов о находящейся вокруг увеличивается нравственное и интеллектуальное развитие детей, а также развивается самосознание и самооценка, развиваются простейшие формы логического мышления и социальные чувства.
Умственная отсталость обусловлена с нарушениями интеллектуального развития, которые появляются из-за органического поражения головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации считается всеобщим признаком у всех детей с умственной отсталостью.
1.Место психологии лиц с умственной отсталостью в системе психологического и педагогического научного знания
Специальная психология - раздел психологии, который изучает психолого-педагогические особенности лиц с недостатками физического и психического формирования, обусловленных патологией центральной нервной системы (ЦНС), нуждающихся в специальных условиях воспитания, социальной адаптации и обучения.
Специальная психология занимается изучением причин, закономерностей и сущности отклоняющегося (нарушенного) психического формирования, психологические свойства детей с недостатками в формировании познавательной деятельности и волевой и эмоциональной личностной сферы.
Специальная педагогика является составной частью педагогической науки, одной из ее ветвей и разрабатывает прикладные и теоретические моменты специального образования и воспитания детей с особенностями в психическом и физическом становлении, для которых образование в типичных педагогических критериях, определяемых существующей культурой, при поддержке общепедагогических средств и методов, невозможно или вызывает определенные затруднения.
Цель специальной психологии как науки состоит в исследовании закономерностей и особенностей формирования психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в разных условиях.
Она занимается обоснованием методик и методов обучения, используемых для лиц с ограниченными возможностями здоровья; выработкой и описанием условий воспитания и обучения, которые принимают во внимание особенности формирования ребёнка с ОВЗ и предельно содействуют преодолению существующих у него отклонений.
Объектом изучения специальной психологии являются психологические закономерности и особенности формирования психики человека с ОВЗ.
Это категория детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, интеллектуальными, физическими и прочими патологиями в психофизическом формировании.
Предметом специальной психологии называют изучение процесса психического формирования в особых условиях.
Само же нарушенное формирование, которое является результатом влияния данных условий, представляет собой устойчивое изменение характеристик функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно различающихся со средними значениями соответствующих для представленного возраста.
Появление специальной психологии как самостоятельной области психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX века. Специальная психология появилась и формировалась как пограничная область знаний, которая тесно связана с общей психологией, медициной, педагогикой и направлена на теоретическую и практическую дефектологию.
Раньше всех сформировались, как в теоретическом, так и прикладных качествах следующие течения специальной психологии, как:
психология глухих (сурдопсихология);
психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
психология слепых (тифлопсихология).
На сегодняшний день отмечается настроенность к пересмотру клинико-психологических понятий и их смене понятиями психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще применяются понятия «психология детей с провленными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном формировании», «психология детей с недоразвитием познавательной области» и др. Кроме обозначенных направлений современная специальная психология включает в себя:
психологию детей с ЗПР;
психологию детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение. - 1982. – 120 с.
2. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия. - 2005. - 290 с.
3. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Наука. - 2009. - 390 с.
4. Певзнер М.С. Учащиеся вспомогательной школы. - М.: Наука. - 2008. – 280 с.
5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Просвещение. - 2009. - 156 с.
6. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Наука. - 2008. – 317 с.
7. Шиф Ж.И. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. - М.: Наука. - 1961. - 210 с.